Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках внеклассного чтения:на примере изучения малых прозаических форм
православной притчи
Введение
Актуальность темы исследования. Духовно-нравственное воспитание – это, по сути, основа всей многогранной системы воспитания подрастающего поколения. Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы у него складывались взгляды на поведение; при этом мы побуждаем нравственную активность самого ребенка, который сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к Людям, к своим обязанностям и к самому себе. Успешное решение задач духовно-нравственного воспитания в условиях введения ФГОС НОО второго поколения зависит не только от содержания образования, но и его организации: реализации основной образовательной программы, программ внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности, что и определило актуальность содержания рекомендаций. На наш взгляд, одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания являются малые прозаические формы православной притчи.
По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника "Воспитание – самое святое из всех святых дел. Каждая душа по природе христианка". Учитель как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодые деревца, может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала "плод обильный". Это сравнение учителя с садовником взято нами из книги о святителе Тихоне Задонском отца Иоанна (Маслова). Не давая на школьной скамье знания Священного писания, мы тем самым препятствуем детям приходить к Отцу Небесному, Творцу и Спасителю. Детские годы являются самым благоприятным временем для более удобного восприятия духовного семени. Духовно-нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и школы, и общества, состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Не заложив этого фундамента нравственности в школьные годы, когда формируется мировоззрение человека, не объяснив, что такое грех и какую ответственность несет каждый за его совершение, мы получим плачевный результат, своими руками вырастим то, от чего придем в ужас.
Глава I. Теоретические основы изучения малых прозаических форм в практике современной начальной школы
1.1. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности младшего школьника
В латинском (educatio) и немецком (erziehung) словах, обозначающих понятие «воспитание», мы находим корень, общий с глаголами вести, тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать. Здесь необходимо заметить, что согласно этимологии этого глагола ему близки слова «родимый», «близ¬кий» [45, c. 357]. Таким образом, воспитывать, в об¬ширном смысле, - значит способствовать развитию какого-либо организма посредст¬вом свойственной (родственной) ему пищи. Ограничение воспитания человека телесной или даже интеллектуальной (или эстетиче¬ской) пищей не дает ожидаемого результата, т.к. остается дух человека.
Воспитание как социальная функция воспроизводства человеческого качества мо¬жет быть понято лишь в контексте целостной культуры, а не отдельных ее компонентов. С этой точки зрения воспитание человеческого в человеке - это осуществление в нем цело¬стной культуры, его «окультуривание» [4, c. 17].
К числу базовых компонентов культуры принадлежат духовно-нравственный, позна¬вательный, коммуникативный, эстетический, трудовой, технологический и физический [23, c. 10-17]. Их совокупность, теснейшее взаимопроник¬новение позволяет видеть культуру целост¬но, объемно. Обладая относительной авто¬номностью, каждый компонент культуры самостоятелен, и, одновременно, все они об¬разуют единое целое. Область их пересече¬ния - совершенствуемая в течение всей жиз¬ни человека модель реальности.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках внеклассного чтения: на примере изучения малых прозаических форм православной притчи. На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.
1. Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины.
2. Духовно-нравственное слово используется педагогами на всех ступенях обучения: в начальных классах, среднем звене и старших классах, но особо значимой эта работа является в младшем школьном возрасте, т.к. в это время начинает формироваться не только учебная деятельность, но и закладываются нравственные качества личности учащихся.
3. Целенаправленная систематическая работа над словом позволяет педагогу донести до учащихся необходимость изучения истории родного края, духовной культуры нашего народа. Этому способствует:
- чтение слушание произведений исторического содержания;
- беседы о нравственных идеалах и ценностях православного народа;
- творческие работы (рисунки, мини-сочинения, анкеты и др.).
4. В настоящее время в начальной школе используются разнообразные программы духовно-нравственного воспитания. Наиболее удачными в плане использования духовно-нравственного слова являются учебники по литературному чтению В.Г. Горецкого, О.В. Джежелей. Все тексты, включенные в учебники этих авторов, обращены к личности ребенка: к его мироощущению, к выработке у него высоких нравственных начал, эстетического вкуса, чувства юмора, доброго отношения ко всему живому, к природе.