Как выбрать вуз или куда поступить после школы?

Как выбрать вуз или куда поступить после школы?

Как выбрать вуз или куда поступить после школы?

    Содержание

  1. Поступление в вуз
    1. Вариант I: ссуз
    2. Вариант II: профильные классы и сдача ЕГЭ
  2. Выбор вуза
    1. Лучшие вузы России
  3. Формы высшего образования
  4. Подробнее о платном обучении
  5. Правила приема
  6. Сроки приемной кампании

Поступление в вуз

Вопросы о будущей профессии ребенку задают еще в детском саду. Но наступает момент, когда приходится всерьез задуматься о своей будущей карьере, и школьнику приходится изучать рынок труда, рейтинги вузов и зарплаты выпускников. Конечно, выбирать специальность стоит, в первую очередь, основываясь на своих предпочтениях, склонностях и способностях к определенному виду деятельности. Но успешность выпускника зависит от множества факторов, в том числе от востребованности профессии и качества высшего образования.

Главный выбор придется сделать уже в начале девятого класса, когда образовательная система обязывает школьника сдавать ГИА. От выбора предметов зависит дальнейший профессиональный путь учащегося: продолжит ли он обучение в школе или перейдет в другое учреждение.

Вариант I: ссуз

В настоящее время ссузы перестали ассоциироваться с отсутствием перспектив в будущем и получением диплома только ради «корочки». Современные колледжи и техникумы предлагают программы обучения, ориентированные на получение востребованной профессии, например, в сфере бизнеса и финансов, права или программирования. Основным преимуществом является поступление на основе среднего балла аттестата, без сдачи дополнительных экзаменов. Исключением являются творческие специальности: для поступления необходимо пройти испытания по рисунку, живописи или композиции, а для поступления на медицинские или педагогические направления некоторых ссузов абитуриента могут попросить пройти проверку на психологическую устойчивость или собеседование.

Специалисты со средним профессиональным образованием могут начать карьеру раньше, чем их ровесники, а при желании — продолжить обучение в вузе. С каждым годом университеты предпочитают включать в свою структуру колледжи и техникумы: на территории Москвы и Московской области таких учреждений насчитывается более 45. Благодаря этой схеме обеспечивается преемственность обучения, а будущие студенты могут познакомиться с вузовскими преподавателями и привыкнуть к их требованиям и правилам. Считается, что более престижным и качественным считается образование, полученное в ссузе при университете.

Выпускник колледжа или техникума, желающий получить высшее образование, находится в более выгодном положении, в отличие от недавних выпускников школ: ему не требуется сдавать ЕГЭ. При поступлении на специализацию, которая совпадает с направлением обучения в ссузе, необходимо пройти внутреннее тестирование или собеседование. Так, специалисты по праву могут углубить свои знания на юридическом факультете, а медсестры — стать дипломированными врачами.

Еще один плюс поступления в вуз после получения среднего специального образования: некоторые дисциплины — общеобразовательные или иногда даже профильные — могут быть перезачтены, что позволяет уменьшить академическую нагрузку на студента или, в зависимости от правил организации, даже сократить срок обучения.

куда поступить в москве куда поступить в москве куда поступить в москве куда поступить в москве куда поступить в москве куда поступить в москве

Вариант II: профильные классы и сдача ЕГЭ

Большинство средних учебных заведений, в том числе лицеи и гимназии, предпочитают дифференцированный подход к обучению старшеклассников. Существование профильных десятых и одиннадцатых классов позволяют углубленно изучать определенные дисциплины, что увеличивает шансы на получение высоких баллов на ЕГЭ и, следовательно, влияет на поступление в желаемый вуз. Комплектование таких классов в большинстве случаев происходит согласно рекомендациям Федерального института педагогических исследований (ФИПИ). Кроме обязательных предметов (русского языка и математики) школьник обязан сдать два дополнительных экзамена по выбору. Именно от решения выпускника и зависит его будущее, поскольку школы комплектуют профильные классы согласно результатам экзаменов. Так, для поступления на естественно-научное направление, как правило, необходимо сдать биологию и химию, а для гуманитарного профиля потребуется литература и история.

Еще одним плюсом поступления в профильный класс является информирование о проводящихся олимпиадах и участие в них. Помимо общеизвестной и сложной Всероссийской олимпиады школьников, существуют различные конкурсы, организованные университетами и институтами. Главной целью таких олимпиад является выявление одаренных и увлеченных наукой школьников. Победа в таком состязании позволяет поступить на бюджетное отделение вне конкурса, при условии, что за необходимые предметы на ЕГЭ получен минимальный для поступления балл. Олимпиады для школьников существуют в МГУ, СПбГУ, МФТИ и в других популярных университетах. Информацию о времени проведения, условиях и правилах можно найти на сайтах учреждений.

Закон обязывает высшие учебные заведения опубликовать информацию о правилах приема в текущем году и список дисциплин для поступления на каждую из программ не позднее 1 октября. На основе этих сведений необходимо выбрать предметы, которые абитуриент будет сдавать на ЕГЭ, и не позднее 1 февраля подать информацию в региональный отдел образования. Как правило, завуч или другой руководитель собирает заявления у всей параллели и самостоятельно отвозит их в уполномоченный орган. Выпускники прошлых лет, желающие вновь сдать государственный экзамен, должны обратиться в пункт регистрации по месту жительства. После 1 февраля изменить решение невозможно, и необдуманный выбор дисциплин может существенно уменьшить количество вариантов для будущего обучения.

Выбор вуза

Критерии выбора вуза у недавних школьников, как правило, зависят от их амбициозности и целей: некоторые желают учиться недалеко от дома, другие избегают сложностей при поступлении, а третьи с юных лет мечтают об определенном факультете в престижном заведении. Если будущий студент уверен в только том, что хочет связать свою жизнь с определенной профессией, то для принятия максимально взвешенного решения ему следует учесть несколько важных моментов при выборе образовательного учреждения.

  • Количество бюджетных мест

Существует определенная схема, по которой Минобрнауки определяет, какое количество абитуриентов может рассчитывать на обучение, оплаченное из федерального бюджета. Согласно федеральному стандарту на каждые 10 000 человек в возрасте 17–30 лет в вузах должно выделяться 800 бесплатных мест.

На размер квоты для конкретного учреждения влияет несколько показателей, в том числе и престижность заведения. Региональные центры занятости, ассоциации вузов и крупные организации, предоставляющие рабочие места, указывают на сферы, которые нуждаются в высококвалифицированных работниках, и направляют отчет в Министерство образования. Как правило, самыми проблемными из года в год остаются педагогические, медицинские и технические специальности. После согласования с соответствующими министерствами и учредителями ведущих учебных заведений (например, с Правительством РФ, которое считается основателем МГУ и СПбГУ) Минобрнауки окончательно распределяет квоты по направлениям подготовки. Так, если в стране наблюдается дефицит инженеров, педагогов, ИТ-специалистов, профессионалов в области сельского хозяйства, то бюджетные средства направят в профильные вузы, а вот финансирование сфер, в которых наблюдается переизбыток профессионалов, сократят. Именно поэтому в последнее время наблюдается систематическое уменьшение количества бесплатных мест на экономических и юридических факультетах.

Информацию о количестве бюджетных мест можно найти на сайтах вузов. Данные должны быть опубликованы не позднее 1 июня.

  • Конкурс

Количество бюджетных мест, в отличие от проходных баллов, напрямую влияет на конкурс при поступлении. Если бюджетных средств мало, а абитуриентов много, конкуренция может взлететь до небес. Например, абитуриентов, претендующих на одно бесплатное место в МГУ, год назад было около семи, а желающих поступить в мединститут Белгородского университета — в почти два с половиной раза больше. В том же году поступить на специальность «Педиатрия» в БелГУ желало 219 человек.

  • Проходные баллы

Как правило, этот пункт является определяющим для многих потенциальных студентов. Информацию о проходных баллах можно узнать на сайте вуза, в разделах «Абитуриентам» или «Приемная комиссия». В большинстве случаев администрация составляет сводные таблицы, в которых указывается количество принятых студентов и информация о результатах ЕГЭ прошлогодних абитуриентов

На сервисе Минобрнауки «Поступай правильно» также содержится требуемая информация: вузы обязаны присылать сводки по окончанию каждой вступительной кампании, чтобы отчитаться о качестве образования. Обычно уровень проходных баллов не меняется с течением времени: для поступления в популярные столичные вузы потребуется набрать не менее 80 баллов для гуманитарных и естественно-научных специальностей и около 70 — для технических. В региональных вузах требования ниже: студентами становятся те, кто сдал экзамен в среднем на 55—60 баллов.

  • Перспективность вуза

Главной целью образования является получения востребованной профессии. Выяснить, что ждет специалиста после получения диплома, можно на сайте Министерства образования, на странице, где публикуются данные мониторинга трудоустройства. Найти более подробную информацию можно в разделе «Организации»: во вкладке «Вузы» есть сводная таблица, где можно узнать о количестве работающих выпускников конкретного учреждения и их среднюю зарплату.

Многие вузы предоставляют информацию о трудоустройстве студентов на своем сайте, зачастую там же публикуются предложения от партнеров-работодателей. Помочь могут и рейтинги зарплат молодых специалистов, которые составляют многие крупные ресурсы: так, специалист в ИТ с дипломом МФТИ получает 160 тысяч рублей, а вот выпускник Пензенского или Тюменского университета может претендовать на зарплату в 77 тысяч. Поэтому неудивительно, что проходные баллы в лучший технический институт страны колеблются на уровне 95, а поступить в Пензенский государственный университет может абитуриент, получивший 66 баллов за каждый предмет.

  • Целевое направление

Выбор учебы по направлению предполагает высокую степень ответственности, поскольку заключенный договор обязывает студента быть в числе лучших на потоке, а после выпуска придется отработать минимум три года на компанию, которая оплатила обучение. Тем не менее, целевой прием — хорошая возможность для тех, кто твердо уверен в своем выборе профессии, поскольку освобождает студента задумываться о поиске вакансии и связанных с этим проблем.

Целевые направления могут выдавать только государственные организации или корпорации, в уставных капиталах которых есть средства федерального бюджета, например, Газпром и Росатом. Как правило, такие работодатели предпочитают направлять запросы на обучение своих будущих специалистов в крупнейшие российские вузы, например, в МГУ, СПбГУ, ВШЭ, медицинский университет имени Сеченова, МФТИ, РУДН и других.

Следует учитывать, что большинство корпораций предпочитают оплачивать обучение на программах специалитета, поскольку диплом бакалавра не дает права занимать руководящие должности. В настоящее время Российская федерация участвует в Болонском процессе, что означает упразднение звания «специалист». Поэтому для продвижения по службе, возможно, потребуется получить магистерскую степень, если обучение по профилю предполагает трехступенчатую европейскую систему. Если госпредприятие нуждается в руководителях, оно может предложить хорошо зарекомендовавшему себя студенту сдать экзамены вновь и продолжить обучение в магистратуре.

  • Аккредитация

Государственная аккредитация подтверждает качество высшего образования. Вуз, не прошедший проверку, лишается возможности выдавать дипломы с отметкой «государственного образца». Это значительно снижает ценность специалиста на рынке труда, поскольку работодатели не рискуют нанимать людей, чьи знания и навыки, возможно, не соответствуют стандартам. Также стоит учитывать, что только студенты аккредитованных учреждений могут претендовать на ряд льгот, в том числе, и на отсрочку от прохождения военной службы.

Проверить наличие аккредитации можно на карте вузов Рособрнадзора или в реестре образовательных организаций на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Лучшие вузы России

лучшие вузы России

Формы высшего образования

Современные вузы предлагают несколько вариантов обучения, каждый из которых имеет свои преимущества и свои подводные камни.

1. Очная (дневная) форма бюджетного отделения

Этот вариант предполагает участие в отборочном конкурсе и, следовательно, не гарантирует поступление в текущем году. Крупные университеты предлагают краткосрочные (двух- или трехмесячные) программы обучения в иностранном вузе, что позволяет не только выучить язык приглашающей страны, но и получить ценный опыт, которого будут лишены другие выпускники. Еще одним преимуществом очной формы обучения является закрепление за студентом льгот, которые предлагает государство: стипендия, отсрочка от армии и многие другие.

2. Дистанционное обучение

В последнее время многие вузы набирают студентов, которые учатся удаленно. Это сокращает расходы учреждения и позволяет учащимся свободно распоряжаться своим временем. Аккредитованные вузы выдают дипломы установленного государством образца, без каких-либо дополнительных приписок и без указания формы обучения. Все дисциплины изучаются студентом самостоятельно; университеты, академии или институты предлагают просмотреть видео-лекции, изучить литературу по теме и поучаствовать в семинарах онлайн. Для сдачи выпускных экзаменов и защиты диплома необходимо явиться в образовательную организацию лично.

3. Платное отделение государственного вуза По статистике большинство студентов заключают договор об образовательных услугах. Платное отделение предлагает большую свободу выбора: бюджетные места предполагают обучение исключительно по дневной форме. «Платники» могут выбирать между очным, заочным или очно-заочным отделением вуза.

4. Платное отделение негосударственного вуза Данный вариант обучения считается непопулярным. Это связано с короткой историей существования и с отсутствием громкого имени у большинства частных учебных заведений. Однако постепенно такие вузы набирают положительные отзывы и из года в год увеличивают количество студентов.

5. Обучение за границей

Диплом, полученный в зарубежном вузе, считается отличной возможностью для старта успешной карьеры. Но, как правило, обучение в университетах Европы, Азии или Америки обойдется в заоблачную сумму для российских реалий, а проблемы, связанные с языком и интеграцией в незнакомую культуру, могут оказаться испытанием.

6. Обучение по специальным программам в российском вузе Академический план данной схемы обучения предлагает студентам часть учебного времени провести за рубежом и получить двойной диплом. Главным преимуществом является возможность продолжить обучение в другой стране или получить предложение о стажировке в крупной международной компании.

Подробнее о платном обучении

Учеба по контракту имеет свои особенности. Например, некоторые вузы ведут обучение на специально организованных факультетах или отделениях с собственными правилами приема, учебными планами, расписанием и пр. Но наиболее распространенной и удобной схемой является создание смешанных групп, где учатся вместе и «бюджетники», и «платники». Информацию, как именно будет вестись обучение, можно узнать на сайте вуза или непосредственно у секретаря приемной комиссии.

В зависимости от правил университета или академии плата может вноситься за весь срок обучения или разбиваться на несколько частей: с ежегодной оплатой или семестровой. Как правило, вузы снижают полную стоимость обучения на 30–40% при единовременной оплате всего срока обучения.

При составлении договора следует обратить внимание, является ли сумма фиксированной или вариативной. Для будущего студента и его опекунов выгоднее платить закрепленную сумму, которая не будет изменяться с течением времени. Договор можно заключить как при подаче документа, так и после опубликования списка абитуриентов, зачисленных на бюджетное отделение. Некоторые университеты повышают стоимость обучения после вступительных экзаменов.

Поскольку платный прием в университеты детально не регламентирован государственными нормами, организации определяют его правила по своему усмотрению.

Правила приема

Законы Российской федерации лишь в общих чертах описывают правила приема в высшие учебные заведения. Поэтому все образовательные учреждения могут устанавливать собственный порядок зачисления, если он не противоречит федеральным нормативным актам. Так, каждый вуз самостоятельно решает следующие вопросы:

  • количество проходных баллов по каждому из предметов ЕГЭ;

  • количество дополнительных испытаний (как правило, это касается творческих направлений подготовки и вузов с большим конкурсом);

  • особые права и порядок зачисления льготных категорий абитуриентов (сирот, людей с ограниченными возможностями здоровья и других);

  • порядок учета личных достижений и количество дополнительных баллов, начисляемых за них;

  • необходимость наличия портфолио поступающего и его состав;

  • порядок заключения договоров о платном обучении;

  • комплект документов, требующихся при поступлении: например, необходимость предоставления медицинской справки.

Некоторые учреждения предоставляют дополнительные льготы не только победителям и участникам олимпиад и конкурсов, но и выпускникам подготовительных курсов.

При наличии особых прав при поступлении стоит уточнить у секретаря приемной комиссии или у сотрудника деканата требования к оформлению справок, чтобы при подаче заявления не столкнуться с дополнительными проблемами.

Также следует ознакомиться с порядком проведения конкурса: он может быть как общим, так и разделенным по профилям.

Встречаются ситуации, когда старшекурсников распределяют по узким специальностям: так, студенты-дефектологи, после изучения общих дисциплин, могут выбрать между несколькими направлениями: тифлопедагогикой, сурдопедагогикой, логопедией или олигофренопедагогикой.

Военнослужащим, желающие после демобилизации поступить в вуз, следует взять характеристику-рекомендацию у руководства военной части с печатью. Желательно, чтобы в тексте рекомендательного письма была формулировка «рекомендуется к поступлению в вуз». Название университета можно не указывать. Характеристика из воинской части срока годности не имеет.

Сроки приемной кампании

Подготовка к поступлению начинается уже в начале текущего учебного года: в сентябре подаются заявления на сдачу ЕГЭ, а в начале декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, результаты которого служат доступом к сдаче экзамена.

ЕГЭ сдается в две волны: досрочный период, который длится с середины марта до начала мая, и основной период — с 20–21 мая по 1–3 июня. Точные сроки устанавливает Министерство образования ежегодно.

Приемные комиссии открывают свои двери для потенциальных студентов очного отделения 20 июня. Порядок приема абитуриентов на программы заочного обучения каждый вуз устанавливает самостоятельно.

Приказ Минобразования ограничивает заявлений от одного абитуриента: можно подать документы лишь в пять вузов на три разные программы. Схитрить и обмануть систему не получится: вся информация сохраняется в федеральной базе, и нарушение правил может обернуться исключением из конкурса.

7 июля заканчивается прием для тех, кто сдает дополнительные испытания творческого или профессионального характера.

10 июля — дата, когда прекращается подача заявлений от абитуриентов, поступающих по результатам внутренних экзаменов.

26 июля — последний день для поступающих только по результатам ЕГЭ.

27 июля вузы обязаны опубликовать списки абитуриентов.

28–29 июля выпускают приказ о зачислении поступающих с особыми правами: льготные категории граждан, победители олимпиад и выдающихся спортсменов, студентов с целевым направлением.

29 июля оглашаются списки рекомендованных к зачислению в первой волне, и 1–3 августа выпускаются приказы, согласно которым заполняются 80% бюджетных мест.

6–8 августа — вторая волна, распределяются остальные 20% бесплатных мест.

15 августа объявляется, при необходимости, дополнительный прием на оставшиеся вакантные бюджетные места.

Поступление в вуз — это испытание не только для абитуриентов, но и для всех его близких. Тревогу порождает не только томительное ожидание результатов, но и сам процесс подачи документов. Главный совет, который можно дать поступающему, — не паниковать и обращаться к проверенным источникам: государственным актам, приказам, выпущенных конкретным вузом в текущем году, и официальным ресурсам. Если возникли сомнения или на сайте университета дана неполная или неясная информация, следует обратиться к официальным лицам — секретарю комиссии или другому работнику, ответственному за приемную кампанию, они всегда готовы помочь и разрешить спорный вопрос.

При ответственном подходе и тщательной подготовке увеличиваются шансы получить бюджетное место в вузе. Если заранее определиться с направлением подготовки, выбрать факультет с большим количеством квот, выделяемых государством, и собрать верный комплект документов, подача заявления пройдет без особых проблем. Доступность бюджетного высшего образования ежегодно поддерживается на уровне 55–57%, поэтому велика возможность стать студентом и получить престижное образование.

Компания «РосДиплом» на протяжении 19 лет занимается студенческими работами и предлагает помощь студентам во всех областях и темах. Наши преимущества перед конкурентами: огромный опыт работы, лучшие авторы, собранные со всех уголков России, гарантии успешной сдачи и оптимальной цены, а также индивидуальный подход к каждому клиенту.

Другие публикации
Copyright © «Росдиплом»
Сопровождение и консультации студентов по вопросам обучения.
Политика конфиденциальности.
Контакты

  • Методы оплаты VISA
  • Методы оплаты MasterCard
  • Методы оплаты WebMoney
  • Методы оплаты Qiwi
  • Методы оплаты Яндекс.Деньги
  • Методы оплаты Сбербанк
  • Методы оплаты Альфа-Банк
  • Методы оплаты ВТБ24
  • Методы оплаты Промсвязьбанк
  • Методы оплаты Русский Стандарт
Наши эксперты предоставляют услугу по консультации, сбору, редактированию и структурированию информации заданной тематики в соответствии с требуемым структурным планом. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.