10 интересных фактов о высшем образовании в России

10 интересных фактов о высшем образовании в России

10 интересных фактов о высшем образовании в России

    Содержание

  1. Нынешнее образование не всегда было таким…
  2. Теоретическая база
  3. Система подачи знаний
  4. Квалификация и степень
  5. Женские курсы и право получения диплома
  6. Интересные факты об образовании в России

Многие родители хотели бы дать своим детям престижное образование за границей, и согласно статистики таких больше половины. Лишь 17% заявили о желании остаться в России, и это в силу финансовых трудностей. Несмотря на гранты и стипендии, мало кто хочет менять отечественное на зарубежное высшее. На это есть свои причины: координатная разницы в методике преподавания. Учащиеся российских вузов приводят некоторые доводы «за» отечественные учреждения. Даже существует список интересных фактов, отличающие наши вузы от зарубежных.

Нынешнее образование не всегда было таким…

До 2013 года существовало понятие «высшее профессиональное образование», которое подразумевало получение специальности за один период обучения. Потом был издан закон ФЗ-№273, - студенты могли после первичного обучения получить дополнительную специальность по смежной специализации. Тогда и были введены такие учёные степени, как аспирант (адъюнктура), докторант (доктор наук), ординатор, степень хабилитата. Все послевузовские специальности можно получить только после оконченного основного высшего образования.

Медики к тому времени уже обязаны были после училища оканчивать ординатуру и проходить все этапы образования до получения квалификации врача первой степени. Последующее образование обязательно только в сфере здравоохранения.

С 2015 года получить звание аспиранта можно не только в ВУЗе, но и научных учреждениях. Обязательное условия – наличие аккредитации и финансирование от государства. Федеральный бюджет покрывает расходы на теоретическую базу, а вот практическим опытом нужно обзавестись самим.

Теоретическая база

Российский ВУЗ, как единая система образования, сильна в теоретических аспектах. Целью любого преподавателя является научить студента разбираться в основах там, где это нужно. В практику посвящаются только медики, причём большую часть образования они тратят на ординатуру и фактическое лечение ещё будучи в статусе студента. Это, своего рода, применение знаний, хотя за границей любой квалифицированный специалист с дипломом уже работал где-то, подписал контракт с крупными фирмами и создал что-то своё в рамках образования.

На программу бакалавриата можно поступить только после окончания школы. В других странах степень бакалавра присваивается тем, кто окончил 12 класс по болонской системе образования. Их дипломы котируются в ЕС и США, а вот российский диплом необходимо не только перевести, но и подтвердить, пройдя дополнительные программы тестирования.

Система подачи знаний

Практически все вузы постсоветского пространства перешли на болонскую систему образования. 30% теории преподаётся на лекциях, остальное – домашнее изучение. В России нет такого деления, вся нормативная база, основы теории объясняются в группах. Семинары проводятся в виде проверки домашних заданий. Они остались только в России, а за границей поручить студенту реферат или доклад - унизительно. Как правило, это право выбора человека, и он не обязан готовить ничего к следующему занятию.

ВУЗы России, ориентированные на технические специальности, не обеспечивают специалистов рабочими местами. Нет даже первичных мест для прохождения практики. Студент должен самостоятельно найти себе работу для практики и желательно обеспечения проживания в течение всего периода обучения.

Квалификация и степень

Раньше в систему высшего образования не входили такие возможности, как получение магистерской степени или становление аспирантом.

Интересно! Получить сразу все степени квалификаций, пройти доступные программы образования в одном образовательном учреждении можно только в академии. ВУЗы готовят специалистов, магистров. Аспиранты и ассистенты, студенты и специалисты прикладных наук вправе осваивать практику в стенах академии. Институты в основном предназначены для квалифицированных специалистов, где они получают повышение квалификации и проходят переподготовку.

диплом о переподготовке

Курсы переподготовки вместо вышки степени

Кстати, академия наук – самое первое образовательное учреждение, которое появилось в 1724 году. Признан предшественником Санкт-Петербургского гос-а. Были созданы профессиональные заведения, и только к 1755 году был основан Московский ВУЗ.

Женские курсы и право получения диплома

Примечательно, но женский университет появился намного позже открытия первого ВУЗа в России. Потом стали открываться профессиональные курсы подготовки мастеров. К 1878 году в Северной столице открылись Бестужевские женские курсы с правом получения высшей категории квалификации. И лишь к 1915 году их наделили возможностью выдавать дипломы о высшем образовании. Мужчины должны были отучиться в академии, а женщины – пройти образовательный курс и сдать экзамены.

Тогда система образования считалась продолжением немецкой, основанной на идеологии Вильгельма фон Гумбольдта. К 1930 году не только интеллигенция, но и простые рабочие имели право поступить в техникум (самое престижное образование). Ссузы расформировали в советское время. И к настоящему дошла трёхуровневая система образования, которая оставалась на конец 80-х годов прошлого века.

Интересные факты об образовании в России

Не 5-бальная система оценки считается особенностью российского образования. Самый интересный факт – сдача ЕГЭ. Практически все страны мира предлагают на выбор несколько предметов, другие – конкурсную бальную основу. И вот ещё немного интересного:

  1. Не важно, какой балл у абитуриента в дипломе о среднем образовании, творческие специальности ВУЗов проводят дополнительный отбор для дизайнеров и архитекторов. На основе результатов студент зачисляется в университет.
  2. Согласно закона, каждый имеет право на бесплатное высшее. Однако стоимость в МГИМО достигает полмиллиона рублей в год. Бюджетных мест нет, как и в СПбГУ.
  3. Степень магистра можно получить после специалиста и бакалавра. Это займёт 2 года. Предыдущие 2 степени: бакалавр (3-4 года) и специалист (не менее 5 лет). С момента поступления до аспирантуры (докторанта) может пройти 11 лет без академ отпуска.
  4. В институте международных отношений можно получить двойной диплом русско-американский, не выезжая из страны. Присваивается степень бакалавра наук по администрированию, а обучение происходит на английском языке.
  5. Призёры школьных и региональных олимпиад могут поступить в ВУЗ на платной основе вне конкурса. Нужно за 2 года до поступления записаться на курсы того учреждения, куда хотите попасть.
  6. Согласно статистике, на каждую 1000 специалистов 398 – женщины. Мужчин вдвое меньше, несмотря на то, что им легче достичь пика профессиональной деятельности.
  7. Самая маленькая зарплата у преподавателей российских ВУЗов – за год они получают до 5700 долларов. В Мексике эта цифра достигает 4-х нулей.
  8. Вскоре Россия перейдёт на двухуровневую систему образования бакалавр-магистр. Это сократит длительность обучения и даст возможность студентам получить двойную степень.
  9. Курсы переподготовки могут заменить второе высшее. Последнее не может заменяться профильным направлением образования. То есть, магистра права – это отдельная специальность, а не второе высшее.
  10. Вскоре диплом бакалавра по новому закону необходимо будет пересдавать или защищать, так как будет выдаваться на определённый срок.
опрос студентов МГУ

Цензы российского образования изменятся (опрос студентов в МГУ)

Неизменным остаётся первичное образование, которое можно дополнить курсами и разными подготовительными программами. Лишь в прикладных науках, медицине, и тех областях, где требуется знание инженерии, необходимо иметь квалификацию и многолетний практический опыт.

Другие публикации