Государственные экзамены в школе: плюсы и минусы ЕГЭ/ОГЭ в 2019 году

Государственные экзамены в школе: плюсы и минусы ЕГЭ/ОГЭ в 2019 году

Государственные экзамены в школе: плюсы и минусы ЕГЭ/ОГЭ в 2019 году

    Содержание

  1. Что такое ОГЭ и ЕГЭ?
    1. Основной государственный экзамен (ОГЭ)
    2. Что необходимо знать об ОГЭ?
    3. Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
    4. Что необходимо знать о ЕГЭ?
  2. Преимущества ЕГЭ
  3. Недостатки ЕГЭ
  4. ЕГЭ – это хорошо или плохо?

С 2009 года Российская Федерация окончательно перешла на систему проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) с помощью единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Поначалу идея ЕГЭ была воспринята с негативом, но со временем появились и сторонники.

Давайте порассуждаем на тему преимуществ и недостатков такого способа проверки знаний студентов и подведем итог, единые государственные экзамены – это хорошо или плохо?

Что такое ОГЭ и ЕГЭ?

Начнем издалека и обозначим, что такое ОГЭ и ЕГЭ, и какие особенности они имеют.

Основной государственный экзамен (ОГЭ)

Основной государственный экзамен или ОГЭ (ранее ГИА) – итоговый экзамен, проводимый общими образовательными учреждениями с целью проверки знаний учащихся за курс основного общего образования.

На основе сданных экзаменов принимается решение о дальнейшем обучении в образовательном учреждении, а также, при желании, решается вопрос о приёме в учреждения средне-профессионального образования.

Что необходимо знать об ОГЭ?

  1. Основной государственный экзамен состоит из четырёх предметов: русский язык (устная и письменная часть), математика и два предмета по выбору: физика, химия (с экспериментом или без эксперимента), биология, география, обществознание, история России, литература, информатика и ИКТ, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский и китайский).
  2. К ОГЭ допускаются школьники, не имеющие задолжностей, и получившие зачет по итоговому собеседованию по русскому языку.
  3. Чтобы сдать основной государственный экзамен, необходимо преодолеть минимальный порог баллов (для каждого предмета свой).
  4. Оценки, полученные за сданные экзамены, складывается с итоговой оценкой по предмету за учебный год и в аттестат выходит среднее арифметическое с округлением в пользу ученика. То есть, если Вы получили 4 по русскому языку по итогам учебного года, но экзамен сдали на 5, то в аттестат пойдёт 5.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

как сдать ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – централизованный экзамен, проводимый по всей России. Является формой итоговой аттестации, необходимой для дальнейшего поступления в высшее образовательное учреждение.

Что необходимо знать о ЕГЭ?

  1. Единый государственный экзамен состоит из двух обязательных предметов: русский язык и математика (базовая и профильная), а также неограниченного количества предметов на выбор. В их числе: физика, химия (с экспериментом или без эксперимента), биология, география, обществознание, история России, литература, информатика и ИКТ, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский и китайский).
  2. Если ученик имеет хотя бы одну оценку «неудовлетворительно» среди годовых оценок, он не допускается к экзамену, как и в случае, если он проваливает все написания «пробников» - пробный вариант написания единого государственного экзамена по обязательным предметам.
  3. Поступление в вузы осуществляется по баллам, набранным при написании ЕГЭ.
  4. ЕГЭ имеет проходной балл для каждого предмета индивидуальный:
  • Русский язык – 36;
  • Математика - 27;
  • Информатика – 40;
  • Биология – 36;
  • История – 32;
  • Химия – 36;
  • Иностранные языки 22;
  • Физика – 36;
  • Обществознание – 42;
  • Литература - 32;
  • География – 37.

Преимущества ЕГЭ:

  • при поступлении в учебные заведения уменьшается вероятность блата и коррупции.
  • объемная оценка знаний учащегося, в отличие от классических экзаменов.
  • возможность проводить сравнительный анализ между регионами страны об уровне образования.
  • для поступления в иногородний вуз с помощью ЕГЭ, нет необходимости личного посещения вуза, достаточно отправить документы почтой.
  • из предыдущего пункта вытекает, что даже из небольших субъектов России абитуриент имеет возможность поступить в лучшие вузы страны.
  • стимулирует учеников заниматься, в том числе и самостоятельно.
  • балльная система позволяет выявлять самых лучших, в отличие от оценочной.
  • проверка результатов частично компьютеризирована, что ускоряет получение результатов и уменьшает томительное ожидание.
  • повышение требований и сложности ЕГЭ, стимулирует рост образования в стране .
  • ЕГЭ имеет аналоги во многих развитых странах мира, к примеру: США – SAT и ACT, Европа – Matura, Великобритания – A-level и т.д.

Как видите, преимуществ у такого способа аттестации выпускников достаточно. Но, к сожалению, недостатков тоже хватает.

Недостатки ЕГЭ:

  • «В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало».
  • контрольно-измерительные материалы (КИМ) используются лишь на итоговых экзаменах и олимпиадах, для рядового ученика они непривычны и влекут к появлению ошибок и, как правило, лишнему стрессу.
  • от коррупции избавиться не удаётся, отлично это заметно по результатам на Кавказе и удалённых уголках России, где ученики, не имеющие высоких умственных способностей получают максимальные баллы по предметам. Видеонаблюдение не помогает, к сожалению.
  • одним контрольно-измерительным материалом нельзя полноценно проверить подготовку учащегося по предмету.
  • не учитывается специализация школ. Ученики физико-математических школ априори лучше сдадут физику или математику, чем классические общеобразовательные или гуманитарные, как и учащиеся гуманитариев лучше смогут сдать обществознание и русский язык.
  • подготовка к ЕГЭ по предмету и освоение предмета существенно отличается. Можно быть готовым отлично сдать ЕГЭ, но плохо разбираться в самом предмете.
  • компьютерная система не идеальна и может засчитывать случайную черточку в бланке ответов, как ошибку.
  • классический экзамен по русскому языку раньше включал сочинение, ЕГЭ до сих пор не способно заменить его. Статус сочинения до 2009 года был невероятно высок.

ЕГЭ – это хорошо или плохо?

Однозначно дать ответ на вопрос «ЕГЭ – это хорошо или плохо?» не получится, слишком много аспектов необходимо учесть. Лучшие умы образовательной сферы до сих пор продолжают спорить на эту тему и никак не могут прийти к консенсусу.  Поэтому ответ на этот вопрос мы оставим за вами, дорогие читатели.


Другие публикации