Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Использование сюжетно ролевых игр в процессе развития понимания речи у дошкольников с онр ( 3 уровень речевого развития)
Введение
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что среди детей дошкольного возраста достаточно часто встречаются дети с различными отклонениями речевого развития от возрастных норм.
Причинами патологии речи могут быть различные факторы, как внутренние (эндогенные), так и внешние (экзогенные), в том числе влияние условий среды воспитания ребенка.
При рассмотрении причин нарушения речи в деятельности принимаются во внимание процесс возникновения дефекта, закономерности развития ребенка и закономерности речевого развития. Большой вклад в изучение речевого развития на разных возрастных этапах внесли Л. С. Выготский, Г. В. Гвоздев, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [26], Ф. А. Сохин [39], О. С. Ушакова, Т. Б. Филичева [51], Г. В. Чиркина [54] и др.
Любая форма речевой патологии оказывает негативное влияние ребенка на его интеллектуальную, личностную и социальную сферы. В условиях благоприятной социальной среды дети быстро осваивают речевой опыт взрослых, транслируют ее связно. Там, где присутствует различного рода врожденные патологии, травмы ЦНС, психическая депривация и девиантная среда воспитания, процесс формирования речи замедляется, что требует обязательного вмешательства специалиста - логопеда.
В связи с этим для детей дошкольного возраста, имеющих даже незначительные отклонения в речевом развитии, необходима логопедическая коррекция и психолого – педагогическое сопровождение.
Культура речи ребёнка формируется в той среде, в которой он постоянно находится, поэтому консультативная помощь специалистов и педагогов родителям дошкольников также направлена на развитие речи детей.
Наиболее важным и ответственным периодом является предшкольный возраст, в процессе которого происходит подготовка к обучению в школе. Наряду с другими педагогическими мероприятиями, в этот период особенно активизируется работа, направленная на стимуляцию речевой деятельности дошкольников, в том числе на развитие связной речи.
Одним из достаточно часто встречающихся нарушений речи является общее недоразвитие речи, нарушение формирования звуковой, лексическо – грамматической, семантической сторон речи, при сохранении нормального интеллекта и слуха.
Наибольший вклад в исследование общее недоразвитие речи внесли такие ученые, как Г. В. Гвоздев, Р. Е. Левина [19], Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева [50], Г. В. Чиркина [54] и др.
……………………………………………………………………….