Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Функции междометий в СМИ
В выборе приоритных материалов для исследования функционирования языковых единиц современного русского языка лингвисты исходят из того, что язык СМИ – это новая формирующаяся разновидность языка, которая оказывает на систему общенациональных языков наибольшее влияние и при этом является тем лакмусом, который первый обнаруживает тенденции, намечающиеся в развитии данной системы.
При исследовании языковых фактов массмедийной ком¬муникации, безусловно, учитывается и то, что сегодня, наряду с информативной функцией, основной функ¬цией языка СМИ признана воздействующая функция. Вполне закономерно, что при анализе языкового материала первостепенное внимание уделяется тем изменениям в системе языка массмедиа, которые направлены на усиление его экспрессивности.
Междометие – особый класс слов, которые повышают эмоциональность высказывания, так как воспринимается непосредственно собеседником/читателем, передает ему свой эмоциональный заряд, мгновенно выражает свое отношение к собеседнику, окружающей обстановке и т.д. ,
Учитывая тот факт, что человек способен частично контролировать эмоции, подгонять уровень эмоционального выражения к требованиям этикетных норм, манипулировать ими для выполнения задач успешной коммуникации и сохранения хороших или нейтральных отношений с окружающими, а также что современные СМИ в своих технологиях используют достижения в том числе и психолингвистики, на наш взгляд, особо интересным представляется исследование функционирования междометий в текстах газет.
Междометия, как принято считать, восходят к непроизвольным и нерасчлененным выкрикам, звуковым реакциям человека на внешнее или внутреннее раздражение. С семиотической точки зрения междометия относятся к индексальным или симптоматическим знакам, основная функция которых не коммуникативная, а скорее познавательно-прагматическая: симптоматические реакции могут восприниматься как важная информация об объекте, притом они не адресованы, не конвенциональны и не имеют в своей основе «природный» характер . Это позволяет нам выявить мотивы использования тех или иных семантических классов местоимений в газетном дискурсе, а также адекватно воспринимать информацию, в контексте которой употреблены междометия.
Проблемы моделирования эмоциональных состояний человека через дискретные знаковые системы (например, словесная экспликация, компьютерное моделирование) стала актуальной в связи с расширением круга задач компьютерной лингвистики, автоматического реферирования, политических технологий PR., для которых вопрос отражения эмоций является довольно важным.
Таким образом, исследование особенностей функционирования междометий в газетно-журнальных текстах и полноценная характеристика этой категории слов современного русского языка в исследовании «Функционирование междометий в газетных текстах» представляется нам весьма актуальным.
Объектом исследования являются междометия как особый класс слов в текстах периодической печати (газетах).
Предметом - функции междометий в газетном тексте.
Цель данного исследования –выявление роли междометий в современном русском языке на примере газетных текстов и всестороннее раскрытие особенностей функционирования междометий в текстах печатной периодики.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1.Выявить статус междометий в системе современного русского языка.
2.Максимально полно охарактеризовать структурную и семантическую природу междометий.
3.Выявить источники пополнения состава междометий.
4.Проанализировать особенности функционирования междометий в газетных текстах.
Материалом исследования послужили тексты центральных, региональных, краевых и областных газет за последние пять лет.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование расширяет представления о понятии междометия и роли этой категории слов в современном русском языке, обобщая большой эмпирический материал исследователей указанной части речи.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования её результатов в курсе современного русского языка в практике школьного и вузовского преподавания.
Основными методами исследования стали: анализ научно- исследовательской литературы по указанной теме, метод контекстного анализа, описательный метод.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и списка использованной литературы.