Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Образ реки и его функция в романе Дж. Конрада "Сердце тьмы"
Введение
Образ реки с древнейших времен притягивает многих писателей и поэтом мира своей таинственностью, неповторимостью, некоей магией. Во многих поэтических и прозаических произведениях главные герои борются с водной стихией, кто-то находит в ней успокоение, кто-то находит лишь беду. Основываясь на опыт классиков, смело можно заявить о том, что реки – символ человеческой жизни, такой же буйной, стремительной, несущейся вдаль, в будущее. Поэтому исследование символики реки в произведениях писателей является актуальным.
В этом символе содержатся одновременно все грани человеческих чувств, эмоций и переживаний. Река, содержательница живительной влаги, может стать и губителем человеческой жизни. Ее грани не изведаны, а сила – потрясающе огромна. Человек всегда пытался овладеть этой стихией, но Вселенский потоп, описанный в Ветхом Завете, и ежегодные наводнения и цунами, происходящие в различных уголках земного шара – прямое подтверждение тому, что природой овладеть не возможно.
Объект исследования – произведение Дж. Конрада «Сердце тьмы», где действие напрямую связано с образами рек Африки. Предмет – река как символ таинственности, неопределенности, жизни.
Цель курсовой работы – проанализировать образ реки и его функции в романе Дж. Конрада «Сердце тьмы».
...................
Глава 1. Образ реки в мировой литературе
1.1. Образ реки в мифологии
Река является символом необратимого потока времени, и, следовательно, символом забвения и потери. Также она является символом направления, которое определяет вектор судьбы. Река еще и своеобразный символ движения, заканчивающегося в великом океане. Река – отец океана, однако она и в то же время дитя океана во всеобщем круговороте воды.
Реки с их притоками схожи с кровеносными сосудами. Для оседлых культур они являются символом щедрости и источником плодородия земли. Река несет и функции очищения. Так, например, Геракл очистил Авгиевы конюшни, направив через них воды двух рек. Вода рек сама по себе в древней мифологии, да и сегодня в различных религиях, считалась священною: ею крестят, смывают грехи, очищают не только тело, но еще и душу. Такие священные реки, как Нил, Ганг и прочие – источники мистической силы и благодати: купание в них очищает от грехов, а также загрязнений духовных. Однако боги данных рек, водяные, не только оказывают помощь людям, но взамен требуют от них приношения жертв.
В соответствии с вавилонской традицией, рай орошался такими реками, как Фисоно, Геон, Тигр и Евфрат — четырьмя реками, сделанными европейским Средневековьем символами четырех Евангелий. В раннем христианском искусстве Христа рисовали стоящим на вершине горы, из которой изливались четыре потока. В ранних версиях Страшного Суда, в особенности византийских, огненная река вытекала из-под ног Христа-судьи в ад, с собой унося грешников. Четыре реки Гадеса, представленные Ахероном, Стиксом, Флегетоном и Коцитом — известный поэт Данте превратил в фазы наказания души в аду.
...............