Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Предпринимательская деятельность в различных отраслях: состояние и перспективы развития
ВВЕДЕНИЕ
В новейшей истории России предпринимательство, как легальная форма деятельности, основанной на инициативе и частной собственности на средства производства, органически вошла в жизнь общества.
Развитие предпринимательства создает благоприятные условия для экономического роста и оздоровления экономики: выводятся на рынок инновационные продукты, происходит импортозамещение товаров, повышается экспортный потенциал страны, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие предпринимательства также ведет к насыщению рынка товарами и услугами, увеличению занятости, дополнительным налоговым поступлениям в бюджет, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Вместе с тем, в силу новизны этого явления, многие теоретические и практические проблемы остаются не разрешенными, что служит сдерживающим фактором развития экономики России.
Целью дипломной работы является попытка проанализировать особенности бизнеса и предпринимательства в рыночной экономике, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны с акцентированием внимания на отраслях торговли и общественного питания. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
а) теоретически обосновать сущность и содержание бизнеса и пред-принимательства в рыночной экономике;
б) рассмотреть теоретические основы организации деятельности отраслей общественного питания и торговли;
в) проанализировать и оценить особенности развития предпринимательства в России на примере отраслей торговли и общественного питания;
г) выявить проблемы развития бизнеса и предпринимательства в России и регионах, роль государства в их разрешении;
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность, значение и взаимосвязь категорий «предпринима-тельство» и «бизнес»: общность и различие между ними
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [2, с. 109]. В этом определении нет разграничения между понятиями «бизнес», и «предпринимательство», но и не указаны многие аспекты, характеризующие предпринимательство. В частности, не нашли отражения такие вопросы, как виды предпринимательской деятельности, размерность предприятий (малые, средние, крупные), организационно-правовые формы (считать ли предпринимательством только индивидуальную деятельность или оно свойственно и крупным акционерным объединениям).
Достаточно объективной видится позиция Бланка И. А. считающего, что «предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обла-дающего ценностью» [15, с. 182].
Предпринимательство характеризуется, в первую очередь, инициативностью. Мы придерживаемся позиции, отраженной в трудах многих ученых, например, Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой, А.Д. Выварца. Это же декларирует Гражданский кодекс Российской Федерации. Инициатива реализуется в форме новшеств или инноваций. На инновационный характер предпринимательства указывается в трудах Р. Хизрича, М. Питерса, А.В. Холопова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговля и общественное питание – важнейшие составляющие экономики любого государства как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности, вкладу в общий экономический потенциал. Предприятия данных сфер создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития.
В период административно-командной системы управления торговля и снабжение, так же как и оказание других услуг населению, рассматривались как вспомогательные отрасли, что отражалось на низком уровне оплаты труда их работников. Это, в свою очередь, провоцировало работников отрасли на различного рода махинации с товарами и продуктами. Торговля в Советском Союзе не могла реализовывать главную свою функцию - быть катализатором структурных преобразований производства, удовлетворять наиболее значимые потребности населения. Основной товарного производства до пе-рестроечного периода было централизованное распределение материальных ресурсов, что в равной мере относилось к товарам как производственного, так и непроизводственного назначения. Закономерным следствием такой организации оборота продукции был всеобщий потребительский дефицит. Одновременно торговлю и снабжение вынуждали реализовывать продукцию, которая выпускалась производителями независимо от реального спроса населения, но в соответствии с народнохозяйственными и отраслевыми планами.