Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проведение маркетинговых исследований в НИУ "МЭИ"
Введение
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.
Вместе с тем, если инструменты маркетинга уже достаточно продолжительное время применяются в бизнесе, экономике, рекламе, то образование и коммерция еще недавно воспринимались российским общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления используются в России в недостаточной степени. Однако проблема актуальности применения рекламы в продвижении образовательных услуг вызывает огромный интерес. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является использование рекламы в управлении своей деятельностью, в частности сбытом и продвижением услуг.
Целью исследования является проведение маркетинговых исследований рынка образовательных услуг по программам заочного обучения и разработка рекомендаций по заочному обучению по направлению «Менеджмент» в НИУ "МЭИ".
Глава 1 Теоретические основы маркетинговых исследований
1.1 Определение маркетинга, цели и задачи
Маркетинг прошел сложный путь эволюции, характерной чер¬той которой является глобализация этой концепции, т.е. ее исполь¬зование в различных сферах человеческой деятельности. Первона¬чально маркетинг развивался применительно к продаже физически ощутимых товаров. В современных условиях проявляется четкая тенденция к феноменальному расширению сферы услуг и все более интенсивному использованию в ней маркетинга.
Маркетинг – это система внутреннего управления предприятия, которая занимается изучением спроса на продукцию, анализом рынка для выпуска конкурентоспособной продукции в определенных объемах и с определенными технико–экономическими характеристиками. Маркетинг для предприятия служит источником получения прибыли.
Философия маркетинга такова: «Предприятие должно производить ту продукцию, которая будет продаваться на рынке, то есть отвечать требованиям потребителя, и увеличение прибыли и рентабельности предприятия». [10, с. 54]
Заключение
Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара.
Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.
Сегодня ВУЗы предлагают три формы обучения: очное, очно-заочное и заочное. Дистанционные образовательные технологии являются инструментом, который применяется во всех формах обучения.
Рынок высшего профессионального образования развивается по тем же принципам и законам, что и потребительский рынок в России. Вместе с тем, это сложный по характеру и своему содержанию рынок, имеющий ряд особенностей и специфических черт, характерных для государственных образовательных учреждений и некоммерческих вузов.
Вузы в соответствии с их позиционированием в отношении потребительских сегментов были разделены на три класса: элитные, престижные, не совсем престижные.