Выдержка из работы:
Введение
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена теме: «Технология выявления нарушений письма у учащихся начальных классов массовой школы».
Актуальность настоящего исследования обуславливается тем, что в настоящее время остро встает проблема нарушений письма у учащихся начальных классов массовой школы
Данный факт является тревожным сигналом недостаточной готовности детей к школьному обучению.
По мнению учёных, эффективное обучение младших школьников во многом зависит от овладения ими письмом, которое является сложным многофункциональным психофизиологическим процессом (Л.C. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Е.В. Гурьянов, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.А.Логинова, А.Р. Лурия, В.И. Ляудис, И.П. Негурэ, Л.Г. Парамонова, A.B.Семенович, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова и др.).
Одной из причин неуспеваемости детей в школе выступают специфические расстройства письма (Р.И.Лалаева, P.E.Левина, Л.Г.Парамонова, И.В.Прищепова и др.), например, такие, как дисграфия.
К сожалению, в последние годы отмечают то, что усложняется симптоматика и механизмы данного дефекта (Логинова Е.А., Ляудис В.И., Негурэ И.П., Парамонова Л.Г., Семенович A.B., Чиркина Г.В. и др.)
Основной задачей логопеда является то, чтобы своевременно (главным образом, в начальных классах) выявить и преодолеть расстройства письма, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. Иначе, стойкие специфические ошибки письма будут сопровождать учащихся и в последующие годы (в явном или замаскированном виде), осложняя их учебно-познавательную деятельность.
.............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ подходов к проблеме овладения письмом в норме
В рамках настоящего исследования обратимся к рассмотрению вопросов, касающихся овладения письма в онтогенезе.
В трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Цветковой, Е.В.Гурьянова, А.Н.Корнева, Р.Е.Левиной, А.Н.Леонтьева и других исследователей раскрыты механизмы формирования письма и его нарушений.
Б.Г.Ананьев [1] отмечает, что в процессе письма можно определить два уровня организации:
- сенсомоторный уровень, который отвечает за техническую сторону письма;
- письмо в качестве речевой деятельности.
Психофизиологическая основа процесса письма представлена совместной работой разных анализаторов.
Л.С. Цветковой подчеркивается роль кинестетического, пространственного, кинетического, проприоцептивного анализатора в процессе письма. Между этими анализаторными системами имеется сложное условно-рефлекторное взаимодействие [61].
Сенсомоторным уровнем письма обеспечиваются такие операции как:
- звуковой анализ слов (установление последовательности звуков и уточнение слышимых вариантов звуков);
- перевод фонем в графемы;
...............