Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Внушение занимает одну из ведущих позиций среди способов социальной регуляции поведения человека. Оно применимо практически во всех сферах общественной жизни, особенно в современном мире (хотя и утратило господствующее положение по сравнению, например, с тем, какое имело в доцивилизованном обществе).
Долгое время проблемой внушения занимались лишь невропатологи и психиатры. Со временем эта проблема стала привлекать внимание социологов, юристов, политиков, философов, рекламных специалистов, таким образом, выйдя далеко за пределы сугубо медицинской сферы.
Среди областей применения и проявления внушения (суггестии) можно выделить: медицину, педагогику, профессиональное обучение, религию, политику, спорт, военное дело, театрально-сценическую деятельность, художественную литературу, живопись, музыку, СМИ, интернет и т.д.
Анализируя и систематизируя подходы В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.И. Буля, Т.И. Ахмедова, Б.Ф. Поршнева, К.М. Варшавского, А.М. Свядоща, А.П. Слободняка и других к исследованию такого явления как внушение, можно сделать вывод, что оно является важным слагаемым общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений, однако реализация внушения носит бессистемный и большей частью неосознаваемый характер со стороны лица его применяющего.
Большую роль внушение играет в организации общественного порядка и дисциплины, в формировании общественного мнения. Таким образом, внушение охватывает практически все сферы нашей повседневной жизнедеятельности. Как непреднамеренный процесс внушение действует методом заражения, а как преднамеренный – методом прививания определённых состояний или поведенческих реакций. ..............
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования средств массовой информации и их влияния на массовое сознание
1.1. Понятие и типологическая структура средств массовой информации
Привычные формы общественной коммуникации в качестве сообщений, передаваемых через речь, изображения, музыку или жесты, воплотились в новой форме, апеллирующей к людям и значительно влияющей на их сознание, что резко отличается от предшествующих времен [9, С. 4]. Научные исследования коммуникации возникли относительно недавно, она изучалась в русле лингвистики, социологии, семантики, социологии и многих других наук. В исследованиях по массовой коммуникации особое внимание уделяется ее функциям, средствам осуществления, социальным аспектам.
Психология сосредотачивается на рассмотрении субъективных сторон массовой коммуникации, а социология анализирует ее функции, параметры взаимодействия с аудиторией т.д. Различают два подхода к анализу коммуникации: общепсихологический и социопсихологический. Первый подход включает рассмотрение восприятия аудиторией массовой коммуникации в целом, тогда как второй подход затрагивает изучение компонентов сообщения СМИ вместе с социально-обусловленным контекстом.
Эти два подхода взаимно обусловлены и тесно связаны между собой, поэтому многие западные работы по данной теме входят как в социологические, так и в социально-психологические сборники [2, С. 26].
Медиацентрированный подход предлагает воспринимать аудиторию как объект, подвергающийся влиянию со стороны средств массовой информации, наполненной символами и штампами массовой культуры. Данные исследования проводятся с целью обнаружения наиболее эффективного влияния на аудиторию, в частности, техник манипулирования. Так, сообщение, призванное убедить аудиторию в чем-либо, является стимулом, пробуждающим определенную ответную реакцию аудитории на всех стадиях восприятия: конатативной, аффективной и когнитивной. .............