Выдержка из работы:
Введение
Российская наука налогового права стремительно развивается после длительного периода застоя и стагнации. К сожалению, период планово-распределительной экономики, безраздельно господствовавшей в СССР, серьезно затормозил эволюцию отечественного налоговедения. Государство-собственник не нуждалось в рационально организованной налоговой системе, поскольку формировало свои доходы совершенно иным образом, напрямую изымая доходы хозяйствующих субъектов в централизованные денежные фонды. Появление массы частных собственников, независимых от государства и выступающих движущей силой экономики, потребовало выстраивания совершенно новых отношений по изъятию денежных ресурсов для аккумулирования публичных финансов. Именно частная собственность как основополагающий механизм функционирования рыночной экономики составляет главную объективную предпосылку становления налоговой системы России.
В настоящее время наблюдается всплеск научного интереса к вопросам налогообложения. Трудно найти другую сферу гуманитарных знаний, которая бы привлекала столь пристальное внимание ученых самых различных направлений (юристов, экономистов, философов, политологов и др.). Большую роль здесь играет активность законодателя при проведении налоговой реформы, а также новизна, сложность и практическая значимость для экономики большинства проблем налогового законодательства.
Глава 1. Понятие налоговой системы
1.1 Понятие и признаки налоговой системы
Понятие "налоговая система" следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов, как для юристов, так и для специалистов в сфере экономики, а также для социологов и политологов. С одной стороны, термин "налоговая система" является очень распространенным и постоянно используется в нормативных актах, судебных решениях, научных исследованиях и в СМИ. И в то же время авторы мало, где раскрывают, что они понимают под налоговой системой. Путем анализа содержания и выводов можно сделать вывод о том, что разные авторы различное содержание вкладывают в термин "налоговая система" или применяют этот термин для обозначения различных общественных отношений. Об этом может свидетельствовать отсутствие единства в дефинициях, предлагаемых разными исследователями.
Отсутствием единого научно обоснованного понимания, что представляет собой налоговая система, можно объяснить то, что законодатель отказался от закрепления в законе этого понятия. Без выработки единой теоретической точки зрения на понятие "налоговая система" нет смысла его легитимизировать, закрепляя это понятие в законодательном акте. Об этом свидетельствует и наша законодательная практика. Так, закрепление в ст. 2 Закона РСФСР от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ныне утратил силу) понятия "налоговая система" как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, породило практику установления налогов, которая противоречила ст. 57 Конституции и привела к тому, что уже к 1994 г. в России было дополнительно введено более 70 видов региональных и местных налогов сверх предусмотренных в названном Законе.
2.2 Показатели эффективности
Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время уже проведены основные мероприятия по совершенствованию налоговой системы, заключающиеся в ее упрощении, повышении экономической обоснованности взимания налогов и сборов, снижении налоговой нагрузки на экономику. На протяжении нескольких лет в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в качестве основной проблемы, требующей решения в области налоговой реформы, указывается недостаточно эффективное реформирование налогового администрирования. Именно по этой причине при проведении реформ, направленных на повышение эффективности налогового администрирования, ежегодно ставятся схожие по своему содержанию задачи. Такой акцент делается в связи со стремлением вывести систему налогового администрирования на качественно новый уровень – уровень развитых стран (табл. 2.1) .