Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие, сущность, юридические свойства конституции……………………5
2. Форма и структура конституции……………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14
Введение
Развитие современного
общества подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет
свою конституцию. Конституция важна и необходима для современных государств
прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение,
функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция
устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех
основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком
и гражданином.
В
современном мире действует около 200 конституций различных государств, 300
основных законов (конституций, уставов) субъектов федераций (в Бразилии,
Германии, России, США и др.), иногда принимаются конституции и в некоторых
автономных образованиях (например, Конституция 1998г. Автономной республики
Крым). Исключений сегодня практически не существует. Даже
Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона,
располагает комплексом юридических актов, начиная с «Хабеас корпус акт» и «Билля
о правах», а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию.
В науке конституционного права и политологии конституция рассматривается
как важнейший политико-юридический документ,
придающий высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека,
защищающий его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным,
основным законом государства. На базе конституции происходит становление
различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и
новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и
культуре.
Актуальность выбора темы исследования обусловлена теоретической и практической
значимостью изучения конституции как основного закона государства,
закрепляющего основы организации государственной власти и правовое положение
личности.
Цель настоящей работы состоит
в том, чтобы на основе анализа научной литературы комплексно исследовать юридические
свойства конституции.
Для решения указанной цели
поставлены следующие задачи:
определить понятие конституции
в теории конституционного права;выявить сущность и юридические
свойства конституции;рассмотреть структуру и формы
конституции;обобщить полученные сведения и
сделать соответствующие выводы.
Объектом
настоящего исследования является конституция как официальный документ,
обладающий высшей юридической силой и верховенством среди источников права.
Предмет
исследования – конституция как юридический документ.
Теоретическую основу работы
составили учебная и научная литература по конституционному праву зарубежных
стран.
В качестве общенаучных
методов исследования активно применялись исторический, сравнительно-правовой,
формально-логический и системный методы научного познания.
Структурно работа состоит
из введения, двух пунктов, заключения и списка использованной литературы.
1.Понятие, сущность, юридические свойства
конституции
В науке конституционного права понятие
конституции имеет два значения: обычно различают материальную конституцию (или
конституцию в материальном смысле) и формальную (или конституцию в формальном
смысле).
Конституция в так называемом материальном
смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или
конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют
права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного
строя, форму правления и территориального устройства, основы организации
центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения,
государственную символику и столицу.
Конституция в формальном смысле (значении) ?
это закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению
ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле ? это в своем роде закон
законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот,
внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов
и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие
действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.[1]
Как отмечает И.А. Алебастрова, материальное
и формальное понимание конституции находятся в определенном соотношении,
которое проявляется в следующем: все государства обладают конституцией в
материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном.
Так, Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее
нормы могут быть изменены в том, же порядке и теми, же органами, которые
создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь
те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения.
Напротив, конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые,
казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера.
Однако сам факт включения тех или иных норм в формальную конституцию
свидетельствует, что законодатель преследовал этим важные политические цели.[2]
Различаются также понятия юридической и
фактической конституции. Юридическая конституция, в материальном или формальном
смысле, ? это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный
выше круг общественных отношений.
Фактическая конституция ? это сами такие
отношения, то есть то, что реально существует. Например, Конституционный закон
о Чехословацкой федерации 1968 года предусмотрел создание системы
конституционных судов, однако на практике до победы антибюрократической
революции 1989 года эти суды так и не были созданы. Следовательно, согласно
юридической конституции они существовали, а согласно фактической ?
отсутствовали.[3]
По мнению А.В. Безрукова, сущность
конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие,
достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по
коренному вопросу, который она решает, ? ограничение пределов вмешательства
государства в жизнь общества и индивидов.[4]
В теории конституционного права принято
выделять следующие функции конституции:
юридическая функция заключается
в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные
начала для всей правовой системы;политическая функция состоит в
том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти,
основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы
функционирования политической системы в целом;идеологическая функция
проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь
общества путем распространения и утверждения определенных политических и
правовых идей, представлений и ценностей.[5]
Сущность и содержание конституции
проявляются в совокупности свойств, характеризующих ее качественное своеобразие
как одного из элементов политической системы современного общества:
1.Конституция ? это
юридический документ, обладающий следующими характерными юридическими
свойствами, раскрывающими правовую природу конституций и определяющими ее место
в правовой системе страны:
Конституция как основной закон ?
главный источник национального права, ядро всей правовой системы, юридическая база
текущего законодательства. Она воздействует многообразными способами на
развитие правовой системы, устанавливает в первую очередь правотворческую
компетенцию государственных органов, процедуру осуществления ими
нормотворческой деятельности. Прежде всего, в конституции определены главные
цели и объекты правового регулирования. Это выражается в том, что конституция
предусматривает сферы общественных отношений, подлежащие правовому
регулированию, указывая при этом те конкретные законы, которые должны быть приняты.Верховенство конституции,
означающее приоритетное положение в системе источников права, которое
обеспечивается особым порядком принятия и изменения конституции и придания ей
высшей юридической силы. Все правовые акты должны соответствовать конституции и
в случае противоречия ей являются недействительными. В этом свойстве
конституции находит отражение один из признаков правового государства -
верховенство права и прежде всего конституции.Стабильность конституции ?
важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и
организации государственной власти, определенности отношений между личностью и
государством. Стабильность конституции зависит от многих объективных и
субъективных факторов (например, от состояния наиболее важных общественных
отношений, составляющих предмет конституционного регулирования, от отношения к
ней общества и государственной власти, от уровня политической и правовой
культуры и т.д.);
2. Конституция – это важный политический
документ, выражающий политический и социальный компромисс между различными
силами, достигаемый в процессе политической борьбы. В этом смысле она является
итоговым документом, закрепляющим итоги этой борьбы и вместе с тем отражающим
достигнутую ступень развития общественных отношений, которые служат предметом
ее регулирования. Конституция определяет участников политического процесса и
рамки, в которых протекает этот процесс.
Многие современные исследователи на Западе
проводят различие между политической и социальной конституцией. Под политической
конституцией понимается, прежде всего, та часть ее содержания, которая
относится к организации и формам осуществления государственной власти и находит
отражение даже в официальном названии некоторых основных законов (Политическая
конституция Мексики 1917г., Политическая конституция Никарагуа 1987г.,
Политическая конституция Колумбии 1991г.)
3. Любая конституция является
идеологическим документом, ибо отражает определенную систему взглядов и идей.
Конституция является также мировоззренческим документом, оказывающим большое
влияние на духовную жизнь общества, способствующим распространению и
утверждению определенных политических и правовых идей, представлений,
ценностей.
Конституция как наиболее авторитетный закон
обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность,
демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти
ценности, следуй тому, что записано в основном законе. И с другой стороны, если
уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общечеловеческие ценности. Тем же,
кто не уважает ни того, ни другого, в случае нарушения конституции грозят
соответствующие санкции.[6]
Таким образом, конституция ? это основной
закон государства, закрепляющий основы организации государственной власти и
правовое положение личности.
Сущность и содержание конституции
проявляются в совокупности свойств (юридических, политических, идеологических),
характеризующих ее качественное своеобразие как одного из элементов
политической системы общества.
2.
Форма и структура конституции
Форма конституции ? это способ организации
и выражения конституционных норм.[7]
Как отмечает В.В. Маклаков, форма
конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось, может состоять
из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов,
составляющих конституцию, является то, что все они в равной мере обладают
высшей юридической силой.
Единым и единственным конституционным актом
является в соответствующей стране, например, Основной закон Германии,
Конституция Испании, Политическая конституция Мексики 1917 года. Напротив,
конституция Швеции состоит из трех нормативных актов ? Формы правления 1974
года, в которой урегулированы основы государственного строя, основные свободы и
права и система государственных органов; Акта о престолонаследии 1810 года и
Акта о свободе печати 1974 года. В некоторых других странах конституционные
законы, как отмечалось, уступают по своей юридической силе собственно
конституции и частью ее не являются (например, в той же Швеции или Италии).[8]
В зависимости от формы в теории
конституционного права выделяют следующие виды конституций:
1. Писаные
конституции ? представляют собой основной закон, обладающий высшей
юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, отличном от
порядка принятия и изменения других законов. К ним относятся:
а) кодифицированные конституции ?
представляют собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы
конституционного характера (таких конституций большинство). В зависимости от
степени кодификации кодифицированные конституции разделяют на следующие виды:
развернутые (конституции
Греции, Португалии и др.). Такие конституции нередко содержат нормы, которые в
других странах включены в текущее или органическое законодательство. В
настоящее время нередки акты, в которых число положений, несвойственных
конституциям, весьма и весьма значительно. Например, ст. 27 «О собственности» и
ст. 107 «О судебной процедуре» в Конституции Мексики могли бы составить
отдельные законодательные акты, как и ряд положений Конституции Индии 1950
года. Так, шестое приложение к последней, регулирующее управление племенами в
штатах Ассам, Мегхалайя и союзной территории Мизорам, вполне могло бы составить
отдельный закон, а ст. 371 - 371-е, включающие специальные положения в
отношении штатов Махараштра и Гуджерат, ? большую часть конституций этих
штатов. Конституции Мексики, Индии, Малайзии разительно контрастируют в этом
отношении с основными законами США, Японии;неразвернутые (Конституция
Франции 1958г., Конституция США);
б) некодифицированные конституции ?
представляют собой несколько писаных нормативных актов, регулирующих основные
вопросы конституционного характера и в равной мере обладающих высшей
юридической силой (конституции Швеции, Финляндии, Канады, Австрии);
2. Смешанные
конституции ? частично они писаные и включают парламентские законы и
судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из
обычаев и доктринальных толкований. Например, конституция Великобритании
включает законы (статуты), как, например, Акт о Парламенте 1911 года, Акт о
Палате общин 1978 года, далее ? судебные прецеденты, но также обычаи, именуемые
конституционными соглашениями, в которых содержатся конвенционные нормы;
3. Неписаные конституции ? незафиксированные в документах конституции.
Данный вид конституций существует обычно временно ? после революций,
переворотов и т.п., как, например, было в Румынии в первые месяцы после
декабрьского восстания 1989 года. В это время, как правило, сохраняют свое
действие прежние акты текущего законодательства, если не противоречат сущности
и целям нового режима.[9]
Структура конституции ? это строение
конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных
частей.
Анализ содержания конституций различных
государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру,
состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.
Преамбула объясняет цели конституции,
исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое
и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров,
способствующих пониманию и применению основных положений конституции.
Основная часть конституции содержит нормы,
закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему,
принципы организации и деятельности органов государственной власти (в
федеративных государствах ? федеративное устройство), порядок изменения и
пересмотра конституции.
В заключительных и переходных положениях,
как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок
вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть
реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов
новыми.[10]
Заключение
В результате проведенного исследования
можно сделать следующие выводы:
Конституция ? это основной закон
государства, закрепляющий основы организации государственной власти и правовое
положение личности.
Сущность и содержание конституции
проявляются в совокупности свойств (юридических, политических, идеологических),
характеризующих ее качественное своеобразие как одного из элементов политической
системы общества.
Конституция
? это юридический документ,
обладающий такими юридическими свойствами как верховенство в системе источников
права и стабильность.
Конституция – это важный политический
документ, выражающий политический и социальный компромисс между различными
силами, достигаемый в процессе политической борьбы. В этом смысле она является
итоговым документом, закрепляющим итоги этой борьбы и вместе с тем отражающим
достигнутую ступень развития общественных отношений, которые служат предметом
ее регулирования. Конституция определяет участников политического процесса и
рамки, в которых протекает этот процесс.
Любая конституция является идеологическим
документом, ибо отражает определенную систему взглядов и идей. Конституция
является также мировоззренческим документом, оказывающим большое влияние на
духовную жизнь общества, способствующим распространению и утверждению
определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.
Список использованной литературы
Алебастрова И.А. Конституционное право
зарубежных стран: Учебное пособие. ? М.: Юрайт-М. – 2007. – С.32 -38.Безруков А.В. Правовая природа конституции в
федеративном государстве // Право и политика.? 2003.? № 4. ? С.13-17.Конституции зарубежных государств: Учебное
пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. ? 3-е изд., перераб. и доп. ? М.: БЕК. ?2002.
– С.5-9.Конституционное (государственное) право
зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. ? М.: Юриспруденция. ?
2001.? С.8-16.Конституционное право зарубежных стран. Учебник
для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. ? М.: НОРМА. ?
2009.? С.23-24.Сравнительное конституционное право / Отв. ред.
Чиркин В.Е. ? М.: Манускрипт. ? 2006. ?
С.7.
[1] Конституции зарубежных государств:
Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. ? 3-е изд., перераб. и доп. ? М.:
БЕК. ?2002. – С.5.
[2] Алебастрова И.А. Конституционное право
зарубежных стран: Учебное пособие. ? М.: Юрайт-М. – 2007. – С.32.
[3] Конституционное (государственное) право
зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. ? М.: Юриспруденция. ?
2001.? С.8.
[4] Безруков А.В. Правовая природа
конституции в федеративном государстве // Право и политика.? 2003.? № 4. ?
С.13-17.
[5] Сравнительное конституционное право /
Отв. ред. Чиркин В.Е. ? М.: Манускрипт. ? 2006. ? С.7.
[6] Конституционное право зарубежных стран.
Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. ? М.:
НОРМА. ? 2009.? С.23-24.
[7] Безруков А.В. Правовая природа конституции
в федеративном государстве // Право и политика.? 2003.? № 4. ? С.13-17.
[8] Конституции зарубежных государств:
Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. ? 3-е изд., перераб. и доп. ? М.:
БЕК. ?2002. – С.9.
[9] Конституционное (государственное) право
зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. ? М.: Юриспруденция. ?
2001.? С.16.
[10] Алебастрова И.А. Конституционное право
зарубежных стран: Учебное пособие. ? М.: Юрайт-М. – 2007. – С.38.