Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Отчет по преддипломной практике

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Отчет по преддипломной практике
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Когда добавили:
    14.07.2014 13:15:48
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение
    3
    Основные характеристики факторинга и его правовые основы 5
    Описание деятельности компании «Роснефть» 9
    Анализ финансового состояния компании «Роснефть» 14
    Заключение
    25
    Список использованной литературы
    27
    Приложения
    28
     
    Введение
     
    Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
    Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.
    Являясь частью оборотных средств, а именно, частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.
    Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью становится важным фактором повышения общей эффективности деятельности предприятия, его доходности и финансовой устойчивости.
    В рамках кредитной политики, как основной формы реализации системы управления дебиторской задолженностью, существуют различные способы ускорения оборачиваемости данного актива: разработка системы скидок для покупателей, учёт векселей, краткосрочное банковское кредитование, факторинг. У предприятий, особенно у представителей малого и среднего бизнеса, не всегда есть возможность управлять дебиторской задолженностью с помощью внедрения системы скидок и учёта векселей; непрозрачность и неликвидность бухгалтерского баланса не позволяют получить кредит в банке. В таких ситуациях факторинг, как комплексная финансовая услуга, может стать эффективным инструментом управления дебиторской задолженностью, а значит, инструментом роста продаж и доходности.
    Вследствие относительной новизны этого вида экономических отношений и их стремительного развития в последние годы, отсутствия нормативной базы, методических рекомендаций по практическому применению факторинга стала очевидной необходимость научного комплексного исследования данного финансового инструмента. Эффективность и целесообразность его применения обусловлена особенностями функционирования хозяйствующего субъекта. Поэтому наиболее актуальным и интересным направлением исследования факторинга является анализ его применения на предприятии.
    Целью преддипломной практики является исследование факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью.
    Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
    Определение роли и места факторинга в системе управления дебиторской задолженностью на предприятии.Изучение теоретических основ факторинга, выявление его преимуществ и недостатков. Объектом исследования является факторинг, а предметом – механизм его применения на предприятии в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.
    1. Основные характеристики факторинга и его правовые основы
     
    Термин «факторинг» происходит от английского factor, что означает маклер, посредник, агент. Первоначально факторинговыми операциями называли операции специализированных торговых посредников.
    Факторинг - комплекс услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате.
    Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, при которой происходит переуступка клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним. Он может включать инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование, гарантию от кредитных и валютных рисков, административное управление дебиторской задолженности, консультационные услуги и т.д. Общим для всех факторинговых операций является то, что в их основе лежит предоставление финансовым агентом денежных средств в обмен на уступаемую ему дебиторскую задолженность[1].
    Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.
    В российской практике факторинговые операции начали применяться в конце прошлого столетия и наиболее широкое развитие получили в последние годы.
    Рост объемов рынка сопровождался и развитием законодательной базы, как на национальном, так и на международном уровне.
    Нормативная база для проведения факторинговых операций:
    В Российской Федерации факторинг законодательно регулируется следующими нормативными актами: Гражданский кодекс РФ, часть 2 (гл. 43, ст. 824-833); Федеральный закон РФ "О банках и банковской деятельности" № 395-1, Налоговый кодекс РФ. Основным документом, который содержит определение понятия международного факторинга, является Конвенция УНИДРУА "О международном факторинге" (UNIDROIT Convention on International Factoring). 31 января 2002 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №56/81 о регулировании переуступки дебиторской задолженности в международной торговле. Деятельность в рамках международного факторинга также регулируется "Правилами международной факторинговой деятельности" (GRIF - General Rules for International Factoring), которые приняты членами FCI и IFG. Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: "По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование". В конвенции УНИДРУА "О международном факторинге" (UNIDROIT Convention on International Factoring) "под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым[2]:
    1. Поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования.
    2. Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
    финансирование поставщика, включая заем и предварительный платежведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммампредъявление к оплате денежных требованийзащита от неплатежеспособности должников. 3. Должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования".
    Конвенция подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции использовались и российскими законодателями при принятии соответствующих норм Гражданского кодекса[3].
    Благодаря факторинговому обслуживанию поставщику создаются условия для концентрации его на основной, производственной деятельности, ускорения оборота его капитала, повышения в нем доли производительного капитала и, соответственно увеличения его доходности. Поставщик может планировать поступление средств и погашение собственной задолженности. Авансирование факторинговой компанией поставщика, размер которого зависит от текущего уровня производства, не создает для него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.
    При заключении соглашения о факторинговом обслуживании поставщик имеет возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что подобное обслуживание дает все вышеупомянутые преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале.
     
     
    2. Описание деятельности компании «Роснефть»
     
    «Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефти» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (75,16% акций) является ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», на 100% принадлежащее государству. В свободном обращении находится около 15% акций Компании (см. раздел Структура акционерного капитала).
    География
    География деятельности «Роснефти» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь, Дальний Восток, шельф Арктических морей. Компания также реализует проекты в Казахстане, Алжире, Венесуэле и ОАЭ. Семь крупных НПЗ «Роснефти» распределены по территории России от побережья Черного моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть охватывает 41 регион страны. «Роснефти» принадлежит также 50% компании Ruhr Oel GmbH, владеющей долями в 4 НПЗ на территории Германии[4]. 
    Ресурсная база
    Основное конкурентное преимущество «Роснефти» – размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22,8 млрд барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов «Роснефть» является безусловным лидером. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 25 лет, а бoльшая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу. Компания располагает также 12,5 млрд барр. н. э. вероятных запасов и 10,5 млрд барр. н. э. возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.
    Геологоразведка
    Для обеспечения устойчивого роста добычи в долгосрочной перспективе «Роснефть» активно расширяет свою ресурсную базу за счет геологоразведочных работ и новых приобретений. Коэффициент восполнения доказанных запасов углеводородов за последние 5 лет в среднем составил около 150% без учета приобретений, что является одним из самых высоких показателей в отрасли. Основную часть геологоразведочных работ «Роснефть» осуществляет в наиболее перспективных нефтегазоносных регионах России (Восточная Сибирь, шельф южных морей России, Дальний Восток), что обеспечивает Компании доступ примерно к 50,5 млрд барр. н. э. прогнозных извлекаемых ресурсов. В 2010 г. Компания приобрела несколько участков на Арктическом шельфе России - одном из наиболее перспективных регионов в мире.
    Добыча нефти
    «Роснефть» успешно реализует стратегию устойчивого роста добычи, в том числе благодаря внедрению самых современных технологий. В 2010г. Компания добыла 119,6 млн т нефти (875 млн барр.). Таким образом, с 2004г. добыча выросла почти в 6 раз. Одновременно «Роснефть» демонстрирует высокую эффективность деятельности в целом и имеет самый низкий уровень удельных операционных затрат на добычу нефти не только среди российских, но и среди основных международных конкурентов[5].
    Добыча газа
    «Роснефть» является одним из крупнейших независимых производителей газа в Российской Федерации. Компания добывает более 12 млрд куб. м газа в год и обладает огромным потенциалом для дальнейшего наращивания добычи благодаря наличию значительного объема запасов. В настоящее время «Роснефть» реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.
    Переработка
    Суммарный объем переработки нефти на НПЗ Компании составил по итогам 2010г. рекордные для российского перерабатывающего сектора 50,5 млн тонн (369 млн барр.) Заводы «Роснефти» имеют выгодное географическое положение, что позволяет значительно увеличить эффективность поставок производимых нефтепродуктов. В настоящее время «Роснефть» реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ с целью улучшения баланса между добычей и переработкой, а также для увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей самым современным экологическим стандартам.
    Экспортные терминалы
    Отличительная черта «Роснефти» – наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке, Архангельске, которые позволяют существенно повысить эффективность экспорта продукции Компании. «Роснефть» в настоящее время осуществляет комплексные программы их расширения и модернизации с целью обеспечения соответствия этих мощностей планируемым объемам экспорта[6].
    Сеть АЗС
    Одной из стратегических задач «Роснефти» является увеличение объемов реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю. С этой целью Компания развивает розничную сбытовую сеть, насчитывающую в настоящее время 1 800 АЗС, и занимает второе место среди российских компаний по количеству автозаправочных станций.
    Корпоративное управление
    «Роснефть» строго придерживается международных стандартов корпоративного управления, раскрытия информации, а также финансовой отчетности. С 2006 г. треть мест в Совете директоров занимают независимые директора. Компания следует политике высокой социальной ответственности не только перед своими сотрудниками, членами их семей и жителями регионов, в которых она осуществляет свою деятельность, но и перед обществом в целом.
    Стратегическое международное сотрудничество
    «Роснефть» заключила Соглашение о стратегическом сотрудничестве с компанией ExxonMobil, которое на начальном этапе предусматривает совместную разведку лицензионных участков в Карском и Черном морях. В планах альянса - ряд проектов в области геологоразведки и освоения углеводородных месторождений в России, США и других странах мира. В рамках партнерства «Роснефть» и ExxonMobil планируют создать Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок (ARC) для совместных исследований российских и американских специалистов.
    Экологическая безопасность
    В области защиты окружающей среды «Роснефть» руководствуется требованиями законодательства РФ и нормами международного права. Одним из приоритетных направлений работы Компании является сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Особое внимание уделяется мерам предупреждающего характера, направленным на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. В частности, «Роснефть» реализует Целевую экологическую программу на 2009-2014 г.г., направленную на модернизацию природоохранных сооружений и оборудования[7].
    «Роснефть» стремится укрепить свое положение среди ведущих мировых энергетических корпораций, сохранить лидерские позиции по операционным показателям и войти в группу лидеров по финансовым показателям и акционерной стоимости.
    Ключевые условия достижения этих целей:
    непрерывное повышение эффективности по всем направлениям деятельности;устойчивый рост бизнеса;повышение информационной прозрачности и открытости;высокая социальная ответственность;развитие и использование новых технологий. Динамичное развитие Компании в последние годы позволило создать мощный потенциал для устойчивого роста и планомерной реализации стратегических задач. Ключевыми составляющими этого являются уникальная по масштабу и качеству ресурсная база, высококвалифицированные кадры и эффективная система инновационного развития[8].
     
    3. Анализ финансового состояния компании «Роснефть»
     
    Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
    Исследование измерений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, расчет в колонке 5 таблицы 1);Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет в колонках 6, 7, 8 таблицы 1);Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).  
    Таблица 1
    Наименование показателя
    Код строки
    За отчетный период, млн. руб.
    За аналогичный период прошлого года, млн. руб.
    Отклонение (+, -), млн. руб.
    Уровень в % к выручке в отчетном периоде
    Уровень в % к выручке в базисном периоде
    Отклонение уровня
    1
    2
    3
    4
    5=3-4
    6
    7
    8=6-7
    Выручка
    010
    999731,75
    742260,21
    257471,54
    100
    100
    -
    Себестоимость
    020
    601601,73
    411438,49
    190163,24
    60,18
    55,43
    4,75
    Валовая прибыль
    029
    398130,02
    330821,72
    67308,3
    39,82
    44,57
    -4,75
    Коммерческие расходы (КР)
    030
    90441,45
    78372,41
    12069,04
    15,86
    10,56
    5,3
    Управленческие расходы (УР)
    040
    18976,8
    16950,6
    2026,2
    1,9
    2,28
    -0,38
    Прибыль (убыток) от продаж
    050
    284209,06
    231149,66
    53059,4
    28,43
    31,14
    -2,71
    Проценты полученные
    060
    10000,93
    7518,89
    2482,04
    1
    1
    -
    Проценты к уплате
    070
    10508,9
    11159,42
    -650,52
    1,05
    1,5
    -0,45
    Доходы от участия в других организациях
    080
    5423,7
    6015,32
    -519,42
    0,54
    0,81
    -0,27
    Прибыль (убыток) до налогообложения
    140
    302544,72
    200586,2
    101958,52
    30,26
    27,02
    -3,24
    Налог на прибыль
    150
    66760,71
    44956,81
    21803,19
    6,68
    6,06
    0,62
    Прибыль (убыток) от обычной деятельности
    160
    237518,39
    158774,68
    78743,71
    23,76
    21,39
    2,37
    Чистая прибыль (убыток)
    190
    237518,39
    158774,68
    78743,71
    23,75
    21,4
    2,35
     
    Анализ финансового состояния предприятия приведем на основании данных, представленных в приложении 1 и 2.
     
    Рассмотрим имущество предприятия и его источники в таблице 2.
     
    Таблица 2. Анализ динамики баланса
     
    Наименование
    статьи
    Значение, млн. руб.
    Изменения, млн. руб.
    Темпы прироста, %
    2009 год
    2010 год
    2010/
    2009
    2010
    /2009
    1. Внеоборотные активы
    1355279,03
    1489509,33
    134230,3
    9,9
    2. Оборотные активы
    792897,82
    856217,86
    63320,04
    7,99
    2.1. Запасы
    156153,94
    197037,94
    40884
    26,2
    2.2. Дебиторская задолженность
    270043,29
    285590,18
    15546,89
    5,76
    2.3. Денежные средства
    124241,68
    147487,36
    23245,68
    18,7
    2.4. Кратко-
    срочные финансовые вложения
     
    217591,42
     
    188825,44
     
    -28765,98
     
    -13,22
    Итого актив
    2148176,85
    2345727,19
    197550,34
    9,2
    3. Собственный капитал
    1017980,73
    1229493,62
    211512,89
    20,78
    3.1. Уставный капитал
    105,98
    105,98
    0
    0
    3.2. Добавочный капитал
    108237,45
    113188,78
    4951,33
    4,57
    3.3. Нераспределенная прибыль
    909637,3
    1116198,86
    206561,56
    22,71
    4. Долгосрочные обязательства
    744505,21
    657703,79
    -86801,42
    -11,66
    5. Краткосрочные обязательства
    332756,1
    404184,99
    71428,89
    21,47
    5.1. Займы и кредиты
    167739,6
    190716
    22976,4
    13,7
    5.2. Кредиторская задолженность
    165016,51
    213469,0
    48452,49
    29,36
    Итого пассив
    2148176,85
    2345727,19
    197550,34
    9,2
     
    На основе данных таблицы 2 можно сделать вывод, что размер имущества предприятия увеличился на 197550,34 тыс. руб. или на 9,2% в 2010 году по сравнению с 2009. Таким образом, можно отметить, что наблюдается тенденция увеличения размера имущества предприятия и его источников.
    Произошло увеличение как оборотных, так и внеоборотных активов предприятия.
    При этом собственный капитал предприятия вырос на 20,78% в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Основным фактором роста собственного капитала предприятия послужил рост прибыли предприятия и добавачного капитала.
    В таблице 3 представлена структура актива и пассива предприятия.
     
    Таблица 3. Анализ структуры баланса
     
    Наименование
    статьи
    Значение, млн. руб.
    Структура, %
    2009 год
    2010 год
    2009 год
    2010 год
    1. Внеоборотные активы
    1355279,03
    1489509,33
    63,1
    63,5
    2. Оборотные активы
    792897,82
    856217,86
    36,9
    36,5
    2.1. Запасы
    156153,94
    197037,94
    7,27
    8,4
    2.2. Дебиторская задолженность
    270043,29
    285590,18
    12,57
    12,17
    2.3. Денежные средства
    124241,68
    147487,36
    5,78
    6,29
    2.4. Кратко-
    срочные финансовые вложения
     
    217591,42
     
    188825,44
     
    10,13
     
    8,05
    Итого актив
    2148176,85
    2345727,19
    100
    100
    3. Собственный капитал
    1017980,73
    1229493,62
    47,39
    52,41
    3.1. Уставный капитал
    105,98
    105,98
    0,005
    0,005
    3.2. Добавочный капитал
    108237,45
    113188,78
    5,04
    4,82
    3.3. Нераспределенная прибыль
    909637,3
    1116198,86
    42,34
    47,58
    4. Долгосрочные обязательства
    744505,21
    657703,79
    34,66
    28,04
    5. Краткосрочные обязательства
    332756,1
    404184,99
    15,49
    17,23
    5.1. Займы и кредиты
    167739,6
    190716
    7,81
    8,13
    5.2. Кредиторская задолженность
    165016,51
    213469,0
    7,68
    9,1
    Итого пассив
    2148176,85
    2345727,19
    100
    100
     
    По данным таблицы видно, что основную долю в активах на протяжении всего анализируемого периода занимают внеоборотные активы. Кроме того их доля выросла с 63,1% до 63,5%. Рост доли внеоборотных активов произошел за счет роста доли денежных средств и запасов.
    Основную долю в пассивах предприятия за весь анализируемый период занимают краткосрочные обязательства, основная масса которых представлена краткосрочными кредитами и займами.
    Вывод о качественном составе оборотных активов предприятия можно сделать на основе анализа его коэффициентов ликвидности[9].
    Анализ ликвидности бухгалтерского баланса предприятия приведен в таблице 4.
     
    Таблица 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса
     
     
    На начало отчетного года, млн. руб.
    На конец отчетного периода, млн. руб.
    Наиболее ликвидные активы
    А1=денежные средства+краткосрочные финансовые вложения
    341833,1
    336312,8
    Быстро реализуемые активы
    А2=краткосрочная дебиторская задолженность
    248738,62
    267002,85
    Медленно реализуемые активы
    А3=запасы+долгосрочная дебиторская задолженность+НДС+прочие оборотные активы
    202326,1
    252902,21
    Трудно реализуемые активы
    А4=внеоборотные активы
    1355279,03
    1489509,33
    Наиболее срочные обязательства
    П1=кредиторская задолженность
    165015,51
    213469
    Краткосрочные пассивы
    П2=краткосрочные заемные средства+задолженность участникам по выплате доходов+прочие краткосрочные обязательства
    150255,63
    168416,62
    Долгосрочные пассивы
    П3=долгосрочные обязательства+доходы будущих периодов+резервы предстоящих расходов и платежей
    756163,31
    675231,39
    Постоянные пассивы
    П4=капитал и резервы
    1020503,16
    1232239,53
     
    Текущая ликвидность
    ТЛ=(А1+А2)-(П1+П2);
    ТЛ=221430,03 млн. руб.
    Текущая ликвидность со знаком (+) свидетельствует о платежеспособности организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени.
    Перспективная ликвидность
    ПЛ=А3-П3
    ПЛ=-422329,18 млн. руб.
    Перспективная ликвидность со знаком (-) свидетельствует о неблагоприятном прогнозе платежеспособности организации.
    Результаты расчетов по данным таблицы 4 показывают, что сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид:
    {А1>П1; А2>П2; А3<П3; А4>П4}.
    Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса как недостаточную.
     
    Для анализа платежеспособности организации рассчитаем финансовые коэффициенты платежеспособности (таблица 5).
     
    Таблица 5. Анализ коэффициентов платежеспособности
    Коэффициенты платежеспособности
    На начало периода
    На конец периода
    Отклонение
    Общий показатель ликвидности (L1) 1,13
    1,09
    -0,04
    Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) 1,08
    0,88
    -0,2
    Коэффициент «критической оценки» (L3) 1,87
    1,58
    -0,29
    Коэффициент текущей ликвидности (L4) 2,51
    2,24
    -0,27
    Коэффициент маневренности функционирующего капитала (L5) 0,42
    0,53
    0,11
    Доля оборотных средств в активах (L6) 0,3691
    0,365
    -0,004
    Коэффициент обеспеченности собственными средствами (L7) -0,42
    -0,3
    -0,12
     
    На основании данных таблицы 5 можно сделать вывод, что ликвидность за анализируемый период уменьшилась практически по всем показателям ликвидности.
    Отсюда можно сделать вывод, что качество оборотных активов предприятия ухудшается, необходимо увеличение размера оборотного капитала предприятия для финансирования краткосрочных обязательств, либо необходимо снижать краткосрочные обязательства при имеющемся размере оборотного капитала.
    Анализ финансовых результатов предприятия[10] приведен в таблице 6.
     
    Таблица 6. Анализ динамики финансовых результатов
    Наименование показателя
    Значение, млн. руб.
    Изменения, млн. руб.
    Изменения, %
    2009 год
    2010 год
    2010/
    2009
    2010/2009
    Выручка от продажи товаров
    999731,75
    742260,21
    257471,54
    34,69
    Себестоимость проданных товаров
    601601,73
    411438,49
    190163,24
    46,22
    Валовая прибыль
    398130,02
    330821,72
    67308,3
    20,35
    Коммерческие расходы
    90441,45
    78372,41
    12069,04
    15,4
    Управленческие расходы
    18976,8
    16950,6
    2026,2
    11,95
    Прибыль от продаж
    284209,06
    231149,66
    53059,4
    22,95
    Проценты к получению
    10000,93
    7518,89
    2482,04
    33
    Проценты к уплате
    10508,9
    11159,42
    -650,52
    -5,83
    Прибыль до налогообложения
    302544,72
    200586,2
    101958,52
    50,83
    Текущий налог на прибыль
    66760,71
    44956,81
    21803,9
    48,5
    Чистая прибыль
    228802,29
    151826,32
    76976
    50,7
     
    По данным приведенным в таблице 6 видно, что рассматриваемое предприятие за весь анализируемый период имеет прибыль.
    Проведем оценку эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом и оборотных активов в частности на основании данных таблицы7.
     
    Факторный анализ рентабельности организации
     
    1. Влияние изменения выручки от продажи на RП:
     
    2. Влияние изменения себестоимости продажи на RП:
     
    3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж RП:
     
    4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж RП:
     
    Совокупное влияние факторов составляет:
     
    Таким образом, рентабельность снизилась на 3,39%.
     
    Таблица 7. Анализ показателей рентабельности
    № п/п
    Наименование показателя
    За отчетный период, %
    За аналогичный период предыдущего года, %
    1
    Рентабельность продаж
    28,43
    31,14
    2
    Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности
    23,76
    21,39
    3
    Чистая рентабельность
    22,89
    20,45
    4
    Экономическая рентабельность
    10,65
    6,47
    5
    Рентабельность собственного капитала
    22,42
    12,32
    Частные показатели
    6
    Валовая рентабельность
    39,82
    44,57
    7
    Затратоотдача
    39,97
    45,61
    8
    Рентабельность перманентного капитала
    12,96
    8,03
    9
    Коэффициент устойчивости экономического роста
    22,42
    18,57
     
     
    На основании данных таблицы 7 можно сделать вывод, что в целом показатели рентабельности на предприятии возросли, включая рентабельность оборотных активов.
     
    Анализ состояния дебиторской задолженности компании «Роснефть»
     
    Определим роль дебиторской задолженности в оборотных активах на основании данных таблиц 8 и 9.
     
    Таблица 8. Анализ структуры оборотных активов
    Наименование статьи
    Значение, млн. руб.
    Структура, %
    2009 год
    2010 год
    2009 год
    2010 год
    1. Запасы
    156153,94
    197037,94
    16,69
    23,01
    2. Дебиторская задолженность
    270043,29
    285590,18
    34,06
    33,35
    3. Денежные средства
    124241,68
    147487,36
    15,67
    17,23
    4. Краткосрочные финансовые вложения
     
    217591,42
     
    188825,44
     
    27,44
     
    22,05
    Итого оборотные активы
    792897,82
    856217,86
    100
    100
     
    Таблица 9. Анализ динамики оборотных активов
    Наименование статьи
    Значение, млн. руб.
    Изменение, млн. руб.
    Темпы прироста, %
    2009 год
    2010 год
    2010/2009
    2010/ 2009
    1. Запасы
    156153,94
    197037,94
    40884
    26,18
    2. Дебиторская задолженность
    270043,29
    285590,18
    15546,89
    5,76
    3. Денежные средства
    124241,68
    147487,36
    23245,68
    18,71
    4. Краткосрочные финансовые вложения
     
    217591,42
     
    188825,44
     
    -28765,98
     
    -13,22
    Итого оборотные активы
    792897,82
    856217,86
    63320,04
    7,99
     
    По данным таблицы 8 видно, что основную долю в оборотных активах в 2009 году занимала дебиторская задолженность, как и в 2010 году. Такое изменение структуры оборотных активов связано с ростом дебиторской задолженности и увеличением размера запасов предприятия (таблица 9).
    Проанализируем подробнее дебиторскую задолженность предприятия в таблице 10–11.
     
    Таблица 10. Анализ динамики дебиторской задолженности
    Наименование статьи
    Значение, млн. руб.
    Изменения, млн. руб.
    Темпы прироста, %
    2009 год
    2010 год
    2010/
    2009
    2010/
    2009
    1. Покупатели и заказчики
    21604,66
    18587,32
    -2717,34
    0,87
    2. Прочие дебиторы
    248738,62
    267002,85
    18264,23
    1,07
    Итого дебиторская задолженность
    270043,29
    285590,18
    15546,89
    1,06
     
    Таблица 11. Анализ структуры дебиторской задолженности по составу
     
    Значение, млн. руб.
    Структура, %
    Наименование статьи
    2009 год
    2010 год
    2009 год
    2010 год
    1. Покупатели и заказчики
    21304,66
    18587,32
    7,89
    6,51
    2. Прочие дебиторы
    248738,62
    267002,85
    92,11
    93,49
    Итого дебиторская задолженность
     
    270043,29
     
    285590,18
     
    100
     
    100
     
    По данным таблицы 10 видно, что основные дебиторы предприятия – это прочие дебиторы, и рост дебиторской задолженности в основном обусловлен ростом именно этой группы дебиторов. Они занимают и основную долю в дебиторской задолженности предприятия, которая увеличивается на протяжении всего анализируемого периода (таблица 11).
    Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия и влияние на них дебиторской задолженности приведем на основе данных таблицы 12.
     
    Таблица 12. Анализ эффективности использования оборотных активов
    Наименование показателя
    Значение, млн. руб.
    Изменения, млн. руб.
    Изменения, %
    2009 год
    2010 год
    2010/2009
    2010/ 2009
    Выручка от реализации товаров, млн. руб.
     
    742260,21
     
    999731,75
     
    257471,54
     
    34,69
    Оборотные активы, млн. руб.
    792897,82
    856217,86
    63320,04
    7,99
    Оборачиваемость активов, обороты
    0,94
    1,17
    0,23
    24,27
    Дебиторская задолженность, млн. руб.
    270043,29
    285590,18
    15546,89
    5,76
    Оборачиваемость дебиторской задолженности, обороты
     
    2,75
     
    3,5
     
    0,75
    27,27
    Производственные запасы, млн. руб.
    156153,94
    197037,94
    40884
    26,18
    Оборачиваемость товарных запасов, обороты
    4,75
    5,07
    0,32
    6,74
    Кредиторская задолженность, млн. руб.
    165016,51
    213469,0
    48452,49
    29,36
    Оборачиваемость кредиторской задолженности, обороты
    4,5
    4,68
    0,18
    4
     
    На основе данных таблицы 12 можно сделать следующие выводы. Оборачиваемость оборотных активов в целом и запасов растет, как и оборачиваемость дебиторской задолженности. Оборачиваемость кредиторской задолженности растет.
     
    Факторный анализ прибыли проведем на основании таблицы 13.
     
    Таблица 13. Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
    Показатели
    За предыдущий год, млн. руб.
    За отчетный год, млн. руб.
    Абсолютный прирост, млн. руб.
    В % к пред. году
    А
    1
    2
    3=2-1
    4=3/1*100%
    Выручка от продажи
    999731,75
    742260,21
    -257471,26
    -25,75
    Себестоимость
    601601,73
    411438,49
    -190163,24
    -31,61
    Коммерческие расходы
    90441,45
    78372,41
    -12069,04
    -13,34
    Управленческие расходы
    18976,8
    16950,6
    -2026,2
    -10,68
    Прибыль от продаж
    284209,06
    231149,66
    -53059,4
    -18,67
    Индекс изменения цен
    1
    1,15
    +0,15
    +15
    Объем реализации в сопоставимых ценах
    999731,75
    645443,66
    -354288,09
    -35,44
     
    Объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 645443,66 млн. руб. С учетом этого изменение объема продаж составило 64,56%, то есть произошло снижение объема реализованной продукции на 35,44%.
    За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции снизилась:
    284209,06*(-0,3544)=-100723,7 млн. руб.
    Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
    - выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 645443,66 млн. руб.
    - фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости 388394,08 млн. руб.
    - коммерческие расходы базисного периода 90441,45 млн. руб.
    - управленческие расходы базисного периода 18976,8 млн. руб.
    - прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам 645443,66-388394,08-90441,45-18975,8=147631,38 млн. руб.
    Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
    147631,38-284209,06*0,6456=-35854 млн. руб.
    Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль:
    411438,49-601601,73*0,6456=23044,41 млн. руб.
    Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 12069,04 млн. руб., а за счет снижения размера управленческих расходов – на 2026,2 млн. руб.
    Для определения влияния цен реализации продукции необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода:
    742260,21-645443,66=96816,55 млн. руб.
    Общее влияние всех перечисленных факторов -48710,32 млн. руб.
     
     
     
    Заключение
     
    Факторинг является новым и перспективным инструментом управления дебиторской задолженностью в условиях дефицита финансовых ресурсов на предприятии.
    В экономической литературе отсутствует единый подход к определению сущности и значения факторинга. В связи с этим, факторинг целесообразно определить, как финансово-комиссионную операцию, в основе которой лежит переуступка прав требования, и которая является комплексным инструментом управления дебиторской задолженностью и роста продаж.
    По выполняемым функциям факторинг имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами финансирования:
    финансирование оборотного капитала, позволяющее достигать постоянного повышения качества экспортной продукции за счет инвестирования в передовые технологии;переход на использование более качественного сырья в производственном процессе ввиду увеличения покупательной способности предприятия;более высокая степень концентрации финансовых и человеческих ресурсов предприятия на предмете основной производственной деятельности;снижение расходов на содержание аппарата за счет передачи бремени управления рисками, возникающими из внешнеторговых сделок, на факторинговую компанию и ее зарубежных корреспондентов;предупреждение возникновения безнадежной задолженности иностранных контрагентов;сокращение сроков поступления средств в оплату экспортных поставок ввиду наличия эффективного механизма их взыскания;переход на современные компьютерные технологии ведения учета производственной деятельности и продаж;доступ к фактологической и аналитической информации о зарубежных контрагентах и рынках конкретной продукции в целом, включая национальную специфику и обычаи данных рынков;защита от рисков, связанных с колебаниями курсов на валютных рынках;юридическая защита интересов предприятия на зарубежных рынках, позволяющая избежать или смягчить неблагоприятные условия торговли. Быстрый рост популярности факторинга объясняется тем, что, в отличие от банковских кредитов этот инструмент - фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга.
    Список использованной литературы
     
    Бабичев С.Н. «Финансирование торговых операций. Реверсивный факторинг» // «Финансовый директор» №7-8, 2004 г.Брейли Р., Майерс С. «Принципы корпоративных финансов» – М.: «Олимп-Бизнес», 1997 г.Гражданский кодекс РФ.Орехов С.А., Афонин В.В. «Факторинг: организационно-правовой аспект»: Учебно-практическое пособие. М.: Компания "Спутник+", 2000 г. 5.   Орехов С.А., Афонин В.В. «Факторинг. Управление корпоративными финансами» – М.: Издательство "Компания Спутник +", 2002.
    6.   http://www.rosneft.ru/
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложения
     
    [1] «Скрытый фактор» // Деловой журнал «Секрет фирмы», №16 (32), 01-14 сентября 2003
    [2] Гражданский кодекс РФ
    [3] Гражданский кодекс РФ
    [4] http://www.rosneft.ru/
    [5] http://www.rosneft.ru/
    [6] http://www.rosneft.ru/
    [7] http://www.rosneft.ru/
    [8] http://www.rosneft.ru/
    [9] Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ– ДАНА, 2008.– с.85.
    [10] Радченко, Ю.В. Анализ финансовой отчётности – М.: Феникс, 2007.– с.36.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Отчет по преддипломной практике ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.