Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Интегральная социология Питирима Сорокина)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Интегральная социология Питирима Сорокина)
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    1. Условия формирования социологической концепции П. Сорокина. 5

    2.  Сущность интегральной социологии П. Сорокина. 12

    3. Дальнейшее развитие концепции интегральной социологии. 14

    Заключение. 17

    Список литературы.. 19


    Введение

    Актуальность. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России.

    В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества  Сорокина – русский и американский. Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода  инкубационным, «годами учения», очень интересными и по - своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначились  те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни.

    Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа.

    Стиль ранних работ Сорокина уникален и красочен. В нем содержится весь колорит «старорежимного» русского языка науки, дефицит которого с особой остротой испытывается сегодня.

    Питирим Сорокин написал 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы, Азии и Америки, множество очерков и более двухсот статей; его труды переведены на 48 языков мира, однако на родине вплоть до 60-х годов не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.

    Наследие Сорокина колоссально. Он автор более полусотни книг, не говоря уж о бесчисленных статьях, заметках, эссе и прочих формах малого жанра. Его книги переведены почти на все языки мира.

    В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.

    Целью настоящего исследования теоретическое рассмотрение вопроса о интегральной социологии Питирима Сорокина.

     В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

    1.   Рассмотреть формирование социологической концепции П. Сорокина.

    2.   Изучить сущность интегральной социологии

    3.   Определить значение интегральной социологии для развития науки

    Методы исследования:

    - обработка, анализ научных источников;

    - анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

    Объект исследования Питирим Сорокин.

    Предметом исследования является интегральная социология Питирима Сорокина.


    1.   Условия формирования социологической                  концепции П. Сорокина

    По определению самого Сорокина, в философском отношении система его взглядов «была вариацией эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основанного на методах логики и эмпирической науки», а свои социологические взгляды он определяет как «разновидность синтеза социологии эволюционного развития Конта-Спенсера  исправленной и дополненной теориями таких русских ученых как Михайлов­ский, Лавров, Де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, и теориями Дюркгейма, Зиммеля, Вебера, Штаммлера, Парето, Маркса и других западных ученых...».[1]

    Для понимания философских основ теоретических воззрений Сорокина, в конечном счете определивших эволюцию и окончательное оформление его социологической системы особенно важно иметь в виду контекст той научной традиции, в которой он сформировался в качестве ученого.

    Взгляды Сорокина на первом этапе их развития становятся более понятны при рас­смотрении их в перспективе социологической доктрины народничества. Отметим в связи с этим большое влияние на Сорокина таких народнических мыслителей как Н.К. Михайлов­ский, П. Л. Лавров, В. М. Чернов, а также П. А. Кропоткин. При анализе социологической концепции П.Л. Лаврова, которой он посвятил особую работу, ученый выделил такие компоненты его воззрений как представление о соотношении сущего и должного (соотношение научной истины и субъективного идеала), многофакторном объяснении социальных явлений, соотношении повторяющихся и неповторяющихся явлений в историческом процессе.

    Определенное влияние на его мировоззрение оказали также идеи Л.Н. Толстого и П.А. Кропоткина о нравственном начале организации человеческого общества, солидарности и взаимодействии как факторов социального развития. Сорокин принял, в частности, «закон взаимной помощи», суть которого состояла в перенесении на общество существующего в природе явления.[2]

    Большой материал для размышлений социолога давала его непосредственная социальная практика. В период трех русских революций и первой мировой войны, выступая в качестве публициста, Сорокин пытался осмыслить самые животрепещущие вопросы современности. К их числу принадлежали война, революция, голод, демократические преобразования. В ряде конкретных статей при анализе этих сложных социальных явлений он успешно применяет теорию факторов.

    В условиях революции большое внимание Сорокина привлекали также вопросы организации государства и управления, формы правления, механизм социального контроля. В этой связи представляет интерес его обращение к проблеме социального равенства и прав личности как важнейшего принципа при переходе общества к социализму.

    Отвергая упрощенное толкование социального равенства как тождества индивидов по всем параметрам, он отстаивает принцип пропорциональности распределения социальных благ — «каждому по степени его личного социально-полезного труда». Большое внимание при этом он уделял равномерному распределению знания и образования во всех слоях общества. В связи с этим заслуживает упоминания проект реформы народного просвещения, предложенный Сорокиным, цель которого состояла в ускорении процесса обучения населения. Предлагалось введение «новой социальной педагогики», основанной на принципе самоопределения учащихся и отмене традиционных систем кар и наград.

    Анализ выступлений Сорокина по социально-политическим вопросам позволяет констатировать, что гарантию демократического строя он видел в республи­канской форме правления, опирающейся на принцип выборности должностных лиц, парламентаризме и конституционализме.

    В ходе революции мировоззрение Сорокина, однако, испытало настолько существенные изменения, что впоследствии он оценивает этот период как кризис, заставивший его отказаться от иллюзий предшествующего времени, переосмыслить свои социологические взгляды.

    Все население распадается, согласно Сорокину, на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного индивида с одним, одного со многими и одной группы с другой: «Какую бы социальную группу мы ни взяли — будет ли ею семья или класс, или партия — все это представляет или взаимодействие двух, или одного со многими или многих людей со многими». Система этих взаимодействий и создает единую картину общества: «Всякая совокупность совместно живущих людей, которые влияют      друг   на друга или взаимодействующих друг с другом, называется социальной группой или общест­вом." Особенности такого подхода выражаются в очень характерных терминах, например, «механика человеческого поведения», или даже «социальная химия». Социальные явления «в их пестроте и разнообразии» Сорокин уподобляет химическим элементам, а задачу социологии — поиску формулы, объясняющей закономерности их взаимодействия. [3]

    Исходя из того, что поведение людей определяется различного рода объективными условиями — факторами, Сорокин, в то же время отказывается от поиска единого, определяющего фактора. С этих позиций он неоднократно критиковал те социологи­ческие теории, которые стремились к выявлению такого детерминанта. Ука­занный подход определил отношение Сорокина и к истории социологической мысли, рассмотрение направлений которой проводилось в соответствии с тем фактором или группой факторов, которые данная школа считала важнейшими для понимания социаль­ных явлений в их развитии.

    Делая основной акцент на множественности факто­ров и сложном характере их взаимодействий, создающих реальную канву истории, Сорокин формулирует свою позицию в отношении вопроса о закономерностях в истории.

     Он исходит из того, что наличие повторяемости явлений создает принципиальную «возмож­ность открытия функциональных отношений в области поведения людей и социальной жизни и формулировки их в виде номографических теорем в социологии («законов»), если, конечно, сам фактический анализ явлений проведен точно и правильно», Отметим при этом наличие субъективизма в трактовке понятия «закон», согласно которой он представляет собой «не что иное, как связь предметов, подмечаемая челове­ком благодаря многократному однообразному повторению этой связи».[4]

    Главный труд этого времени — «Система социологии» — позволяет более полно охарактеризовать его представления о социологии как науке. Сорокин отмечал, что она продолжает оставаться в состоянии становления, т.е. не успела застыть в определенных шаблонных формах — «разно понимаются ее предмет и задачи, разно очерчиваются и контуры всего социологического здания». В этом отношении социология делит участь других социальных обобщающих дисциплин: подобно тому как правоведы ищут определения права, политико-экономы продолжают искать определения экономики и хозяйства, а психологи — психики и сознания, так и социологи не вполне еще определили предмет социологии и основные проблемы ее исследования.

    Ученый формулирует свое понимание общих начал или руководящих принципов, положенных в основу его концепции, считая, что во-первых, социология как наука может и должна строиться по типу естественных наук, Проблема взаимодействия индивидов и групп — центральная в социологической концепции Сорокина рассматриваемого периода. Он подчеркивает при этом специфический ее характер, не сводимый к чисто психологическим, биологическим или психофизическим явлениям. В связи с этим отметим, что к тому времени, когда Сорокин формулировал теоретические основы своего понимания социологии, в науке существовали три основных трактовки предмета социологии.

    Первая из них, в лице раннего Дюркгейма и его школы, исходила из понимания социологии как простой суммы всех общественных наук; другая (Зиммель, Бугле, Гумплович) понимала под социологией науку, имеющую в качестве своего объекта какой-либо определенный вид социального бытия, не изучаемый другими науками; наконец, третья отстаивала взгляд, признающий социологию само-стоятельной наукой, которая изучает наиболее общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия. [5]

    Эта последняя точка зрения, обоснованная в работах М.М. Ковалевского, Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареева, позднего Дюркгейма, а также ряда других ученых, и получила развитие в трудах Сорокина.

    «Архитектоника» социологии представлена в них следующим образом: она подразделяется на теоретическую, изучающую реальные социальные феномены и практическую, задача которой состоит в том, чтобы опираясь на сформулированные теоретические положения, создавать возможность управления социальными силами, давать практические рекомендации по организации и рациональному устройству общественных отношений и социальной политики. Теоретическая социология в зависимости от характера изучаемых явлений распадается на три основных отдела — социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. [6]

    Предмет первой — изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. Как анатомия растений и животных открывается анатомией клетки, пояснял Сорокин, — а затем уже переходит к анатомии более сложных организмов, так и социальная аналитика начинает с изучения простейших форм социальных явлений с точки зрения их строения. Предметом социальной механики («социальной философии») становится уже не строение, а процессы взаимодействия людей, иными словами — поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. В свою очередь, социальная генетика имеет своим предметом формулировку исторических тенденций, линий развития социальной жизни. В отличие от исторической науки ее задача состоит в определении наиболее общих, родовых тенденций развития.

    Сорокин считает взаимодействие индивидов простейшей ячейкой «клеточной» социальной структуры: «комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное явление, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями...

    Процессы взаимодействия — индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные, односторонние и двусторонние, солидаристические и антагонистические и т.д. являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории»[7]

    Из простейших отношений взаимодействия формируются социальные явления более сложных уровней — элементарные или простые коллективные единства; кумулятивные социальные группы; и, наконец, сложные социальные агрегаты. Под простым коллективным единством понимается реальная совокупность лиц, объединенных в одно взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и определенным, не сводимым к другим признакам (например, лица одной веры, пола, профессии, объединенные в рамках одного государства, языковой группы и т.д.). Под кумулятивной социальной группой понимается совокупность взаимодействующих лиц, связанных в одно взаимодействующее целое не одним, а двумя, тремя или рядом сходных элементарных признаков (например, одна группа имеет ряд общих признаков — профессию, государство, церковь).

    Сложный социальный агрегат представляет собой объединение индивидов, заключающее в себе два или большее число различных элементарных, кумулятивных или тех и других вместе — коллективных единств. В зависимости от их характера (способа взаимодействия групп) общество приобретает характер закрытого, открытого или промежуточного, а отношения — антагонистические, солидаристические или типичные и т.д. В соответствии с этой схемой любое общество (народонаселение) рассматривается как «сложный агрегат», мозаичная картина, которая к тому же не остается постоян­ной в истории. [8]

    Именно такой детальный анализ общественных отношений всех уровней или «создание карты общественых отношений» и составляет в понимании Сорокина задачу социологии.

    Считая традиционные общесоциологические понятия слишком широкими для объяснения явлений конкретной действительности, ученый стремился выработать специальный понятийный аппарат для анализа противоречий и взаимодействий социальной структуры, В этом отношении показательна интерпретация им таких социальных общностей как нация, класс, государство. Например, переводя на свой язык понятие национальности, он указывает, что под ней понимается сложное кумулятивное единство, которое может быть представлено как совокупность территориальной, языковой, государственной общностей, т.е. это сложная социальная группа.

    Сходным образом интерпретируется такое понятие как «класс»: «Искомой группой, — говорит Сорокин, — является кумулятивная, нормальная, солидарная, полузакрытая, но с приближением к открытой, типичная для нашего времени группа, составленная из кумуляции трех основных группировок: профессиональной, имущественной, объемно-правовой.»

    Под социальной мобильностью Сорокин понимает любое перемещение определенного социального объекта с одной социальной позиции на другую. При этом различаются два ее основных типа — горизонтальная (перемещение в рамках социальной группы одного уровня) и вертикальная (перемещение из одного социального страта в другой). Социальная стратификация и мобильность являются перманентными характеристиками любой организованной социальной группы. В зависимости от степени мобильности раз­личаются мобильные периоды истории (главным образом революции, когда происходит слом социальной структуры), и немобильные (эпохи, характеризующиеся устойчивой социальной структурой), а также различные типы обществ.[9]

    2.  Сущность интегральной социологии П. Сорокина

    Значимым этапом социологического синтеза явилось создание интегральной концепции, в основу которой было положено представление об историческом развитии как смене определенных типов культур. В центре внимания Сорокина находится общество в состоянии кризиса: социальная природа кризиса общества как социологическая закономерность рассматривается им и исторически, и логически. Исходя из того, что кризис есть закономерный этап развития всякого типа цивилизации, Сорокин рассматривает его проявления в различных эпохах, когда происходит смена культур.

    Суть переживаемого мирового кризиса, согласно концепции Сорокина, состоит в дезинтеграции господствующего типа современной европоамериканской культуры. Всякая культура рано или поздно исчерпывает свои созидательные возможности, и тогда наступает период ее дезинтеграции. Такие эпохи в истории человечества имеют переломный характер и сопровождаются перестройкой всех частей культуры, их переориента­цией на новую культуру. Проявлениями кризиса служат войны, революции, возникновение тоталитарных режимов, порождаемые ими противоречия духовной жизни, фундаментальная трансформация сложившихся систем ценностей. [10]В социальном плане кризис означает разрушение общественных институтов взаимодействия, систем социального контроля, появление ложных идеологий. Его симптомы — рост антагонизмов, поляризация социальных групп и индивидов, связанный с этим рост мощи государства, как единственной унифицирующей общественной силы. Специфическим проявлением кризиса выступает в концепции Сорокина кризис самой науки. Это относится им и к социологии, которая, по мнению исследователя, утратила единую перспективу и впала в эмпиризм. В связи с этим характерно негативное отношение Сорокина к излишнему увлечению математическими методами в общественных науках, тестированию в конкретно-социологических исследованиях.

    Данное обстоятельство побудило мыслителя обратиться к специальному анализу путей выхода из кризиса современного общества. Эти пути Сорокин видел в постепенном сближении различных социальных систем, отрицая в условиях существующей ядерной угрозы иною альтернативу. Средством достижения этого Сорокин считал установление социального контроля над элитой, способного удержать ее от роковых решений. В связи с этим Сорокин обращается и к интерпретации основных философских доктрин эпохи кризиса, относя к ним доктрины Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и Н.А. Бердяева. Все великие философские и религиозные системы прошлого, — считает он, — есть не что иное как порождение кризисов цивилизации и попытки объяснения их. Социологическая система Сорокина также является порождением кризиса, представляет собой одну из попыток его осмысления в социологической науке.

    Мы рассмотрели основные этапы формирования социологической теории Сорокина, каждый из которых был значительным шагом в объяснении той сложной и быстро изменяющейся социальной действительности, в которой он жил и творил. Анализ философских и социологических взглядов Сорокина на каждом из этих этапов позволяет констатировать определенную преемственность в их развитии. Очевидно, что социологическая концепция П.А. Сорокина продолжила и развила идеи выдающихся представителей социологической мысли России конца XIX — начала XX вв.

    3. Дальнейшее развитие концепции интегральной социологии

    Дальнейшее развитие ряда этих направлений социологического исследования находим в последующих работах Сорокина. Среди них выделим его труды по социологии революции, экономическим проблемам, наконец, по конкретным социологическим вопросам. Одним из важнейших выводов этих исследований явилась концепция социальной стратификации и социальной мобильности, оказавшая большое влияние на западную социологию[11].  На них мы не будем останавливаться подробно в силу другой специфики данной работы.

    Интегрализм социологии П.А. Сорокина нашел свое выражение и в изложении им других тем и проблем. Так, человек выступает у него как «удивительное интегральное существо», формирующееся под воздействием определенной социокультуры, и действующее в рамках ее социальных ценностей. С одной стороны, люди вступают в систему общественных отношений под воздействием целого комплекса различных факторов - бессознательных (рефлекторных), биосознательных (например, голод) и социо-сознательных (ценности, нормы, значения); а с другой - они ведут себя в соответствии с их комплексным познанием окружающего мира. Как отмечал П.А. Сорокин, новая интегральная  теория личности не отрицает того, что человек является животным организмом, наделенным бессознательным; но она означает, что, помимо этой формы бытия, человек - сознательный, рациональный мыслитель и творец новой реальности органического (суперорганического) мира, мира социокультуры. Интегральный  социологический подход нетрудно обнаружить и в сорокинской концепции реформирования общества, в его социологии революции, теории социальной стратификации и др.[12].

    Питирим Сорокин придает значение интегрального фактора всей общественной жизни. Не трудно пронаблюдать эту установку Питирима Сорокина в его "Социологии революции" (1925), где причины всех великих революций или иных схожих потрясений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).

    Модель"интегральной" культурной сверхсистемы - результирующая систематического и гармонизирующего ценностного образца - дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, нежели традиционные социологические, антропологические или культурологические методы. По Сорокину, базовые факты  социологии ментальны по своей природе, а посему могут быть поняты лишь в категориях человеческого социокультурного универса, как чего-то целого. Отсюда вытекают три отличительные системы истины: истина веры, разума и чувств. Все они частью ложны, частью истинны. Интегральная истина ближе всего стоит к абсолютной истине[13].

    Поддерживали интегральную теорию Сорокина и другие видные социологи. Например, Т Парсонс, очевидно, на основе интегральных идей П. Сорокина на основе интегральных идей П. Сорокина предложил интегрально рассматривать социальную систему и личность индивида. В этой связи он уже самостоятельно выдвинул оригинальную идею четырехуровнего анализа, который основан на принципе системного рассмотрения поведенческого организма, личности, социальной и культурной систем[14].

    В целом можно отметить, что развитое Сорокиным учение об “интегральной” социологии (охватывающей все социологические аспекты культуры) оказало значительное влияние на всю современную социологию, поскольку вкорне изменило представления о социологических процессах и заложило новые базисные положения о них.


    Заключение

    Питирим  Сорокин  занимает исключительное место Сорокина в истории российской социологии: «Если из всей замечательной когорты русских социологов XX в. пришлось бы выбирать только одного, то, безусловно, выбор пал бы па П. Сорокина», — писал  И.А. Голосенко.

    Серьезным изъяном обширной международной литературы «на темы Сорокина»  является как правило, то что рассматривается только его зарубежная деятельность; исключение составляет лишь один интерпретатор концепций Сорокина - Л. Козер, который учитывает влияние «русской традиции».

    Научное творчество Сорокина, несмотря на сложные идейные метаморфозы, перенесенные им, едино, целостно; и «хотя русский период был почти в три раза короче американского, именно он являлся основанием этой целостности, определив многие темы, версии и направления научной работы поздних лет».

    П. Сорокина важен не только там, где шло прямое наследование и перекличка разных этапов его эволюции, но и там, где имело место отталкивание, преодоление им старых позиций. Оба обстоятельства определяли разные стороны его интеллектуального развития и влияния».

    Теоретическая эволюция П. Сорокина включает в себя несколько этапов и не совпадает с традиционным разделением творчества Сорокина на «русский» и «американский» периоды, каждый из которых не был однородным в теоретико-мировоззренческом отношении.

    1. позитивистско-эволюционистский — главная работа этого периода «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913 г.);

    2. бихевиористически-функционалистский - работы 1920-х гг.: «Система социологии» (1920 г.), «Социология революции» (1925 г.), «Социальная мобильность» (1927 г.), «Современные социологические теории (1928 г);

    3. интегралистский среди множества статей и крупных монографии этого периода особо выделяется четырехтомная «Социальная и культурная динамика» (1937-1941 гг.).

    В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

    Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

    Список литературы

    1. Асп Э.К. Введение в социологию. СПб, 2000.

    2. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

    3. Голосенко И А. Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности. Са-мара: Социологический центр «Социо», 1992.

    4. Голосенко И. А. Философия истории Питирима Сорокина // Новая и новейшая исто-рия. 1966. №4.

    5. Голосенко И. А., Козловский В.В. История русской социологии XIX - начала XX вв. М.: Онега, 1995. Гл. 9.

    6. Голосенко И.А. Социологическая литература России второй половины XIX - начала XX вв.: Библиографический указатель. М: Онега, 1995.

    7. Дэвис К. Ответ М. Тьюмену // Социальная стратификация. M., 1992. Вып. I.

    8. Дюркгейм Э., Парсонс Т., Мертон Р. и др. Хрестоматия. Социология: классические и современные парадигмы –М., -  2002

    9. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 2

    10. Иванов В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований, М.: Наука, 1989.

    11. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996 гг.: опыт конструктивистсю-структуралистского анализа. Сык-тывкар: Сыктывкарский университет, Институт социологии РАН, 1996.

    12. Кравченко С.А. Социология : парадигмы через призму социологического воображения : учеб. пособие для вузов / С. А. Кравченко. – М. : Экзамен, 2003. – 511 с.

    13. Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П.Сорокина//Социс -  1994, N 2. - с 120

    14. Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации / Социальная стратификация. М., 1992. Вып. I.

    15. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1920. С. 36.

    16. Сорокин П.А.   Причины войны и пути к миру. Пг., 1917. С. 4.

    17. Сорокин П.А. Основные проблемы социологии П.Л. Лаврова. Пг., 1922.

    18. Сорокин П.А. Проблема социального равенства // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992б.

    19. Сорокин П.А. Проблема социального равенства и социализм // Проблема социального равенства. Пг., 1917. С. 32.

    20. Сорокин П.А. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1. Социальная аналитика. С. 2.

    21. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М.; Политиздат, 1992а.

    22. Социология Сорокина//Социология-  #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Сорокин П.А. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1. Социальная аналитика. С. 2.



    [2] Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 2


    [3] Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.


    [4] Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации / Социальная стратификация. М., 1992. Вып. I.


    [5] Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М.; Политиздат, 1992а.


    [6] Сорокин П.А. Проблема социального равенства и социализм // Проблема социального равенства. Пг., 1917. С. 32.


    [7] Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П.Сорокина//Социс -  1994, N 2. - с 120

    [8] Голосенко И. А. Философия истории Питирима Сорокина // Новая и новейшая исто-рия. 1966. №4.


    [9] Голосенко И.А. Социологическая литература России второй половины XIX - начала XX вв.: Библиографический указатель. М: Онега, 1995.


    [10] Асп Э.К. Введение в социологию. СПб, 2000.


    [11] Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П.Сорокина//Социс -  1994, N 2. - с 121

    [12] Дюркгейм Э., Парсонс Т., Мертон Р. и др. Хрестоматия. Социология: классические и современные парадигмы –М., -  2002

    [13] Социология Сорокина//Социология-  #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Кравченко С.А. Социология : парадигмы через призму социологического воображения : учеб. пособие для вузов / С. А. Кравченко. – М. : Экзамен, 2003. – 511 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Интегральная социология Питирима Сорокина) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.