Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Поиск информации в сети Интернет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Поиск информации в сети Интернет
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:50:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

             Содержание :                            стр

    Введение.                                         - 4

    1. Информационно-поисковая система.               - 5

     1.1. Документографическая ИПС.                   - 6

     1.2. Фактографическая ИПС.                       - 8

    2.  Поисковая система глобальной сети "Интернет". - 9

     2.1. Как работают механизмы поиска.              - 9

     2.2. Технология поиска.                          - 14  

    3. Поисковые машины глобальной сети "Интернет".   - 18

     3.1. Как искать в Интернете                      - 18     

     3.2. Поисковые каталоги.                         - 21

     3.3. Поисковые указатели.                        - 23

    4. Сравнительная характеристика двух поисковых   

       систем на базе  Rаmbler.ru и Yandex.ru.        - 29

     4.1. Rаmbler.ru                                  - 29

     4.2. Yandex.ru.                                  - 35

    Заключение.                                       - 40

    Литература.                                       - 42

    Приложение.                                       - 43












    Введение


             Интернет во многом упростил жизнь современного общества, глобализовал его, увеличил возможности одних людей и уменьшил возможности других. Сегодня гораздо удобнее и выгоднее пользоваться почтовыми услугами через Интернет (к примеру, письмо из Тобольска в Лондон дойдет за 5 секунд).

             По моим наблюдениям Интернет стал источником бизнеса, источником мировой культуры, источником обучения, средством массовой информации.

    Сегодня любой пользователь в Интернете может за пару секунд получить доступ ко всем мировым биржам, музеям.  Любой пользователь может получить образование через Интернет, ознакомится с ведущими мировыми электронными газетами.

             Информация стала виртуальным золотом наших дней, и тот добьется быстрого и большего успеха, кто сможет быстрее ее раздобыть. И не важно кто вы, бизнесмен, ищущий новый рынок сбыта или студент, ищущий материал к курсовой работе, обоим нужна информация и Интернет может дать ее им если они будут обладать достаточными знаниями чтобы взять ее.

             Мне долго бы пришлось перечислять выгоды Интернета для граждан Земли, но боюсь что нескоро бы закончил.

    Я хочу отметить главное в Интернете, некий его “краеугольный камень”, это - информация и главные ее свойства:

               1) Широкая доступность 

               2) Быстрота

    У неопытных пользователей есть миф о том, что в Интернете есть все. На самом деле, мой опыт работы в Интернете доказал, что это не так. Материалы для размещения в Сети готовят живые люди, и потому там можно найти лишь то, что они сочли нужным (в смысле полезным или выгодным для себя) опубликовать. Впрочем, река питается ручьями, и благодаря их творчеству сегодня в Интернете уже образовалось около двух миллиардов Web-страниц. В результате каталогизация имеющихся в Сети ресурсов стала серьезной проблемой. Несмотря на то, что ею занимаются тысячи организаций, проблема не только не приближается к разрешению, но и становится острее. Процент каталогизированных (или индексированных) ресурсов неуклонно падает. В последние два года это падение стало катастрофическим. Так, если в 2000 г. процент индексированных ресурсов приближался к 40%, то всего лишь за один следующий год он опустился до 25% [2]. Вывод простой: пространство Web быстрее наполняется, чем систематизируется. К сожалению, у Internet-специалистов нет оснований предполагать, что в ближайшее время что-нибудь может измениться к лучшему. В итоге поиск информации в World Wide Web можно считать самой трудной задачей в Интернете.

             В связи с вышесказанным, качественный поиск информации в Интернете одна из самых актуальнейших тем в наше время, эта проблема не раз затрагивала и меня.

    Тема моей курсовой заинтересовала меня своей нестандартностью и новизной и я хочу постараться раскрыть ее. Моей задачей  будет качественная организация поиска информации в сети Интернет.

    1. Информационно-поисковая система


             Прежде чем дойти до конкретных механизмов поиска в глобальной сети "Интернет" необходимо разобрать теоретическую основу таких вопросы, как "что такое информация?", "Информационные процессы?", "Информационно-поисковая система и ее типы ?".

             Однозначного ответа что такое информация нет, можно лишь привести часть свойств характеризующий данный термин:

             " Информация - это сведения, являющиеся объектом хранения; это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале, памяти."  [4.с.23]

             Процессы передачи, хранения и переработки информации, всегда играли важную роль в жизни общества. Люди обмениваются устными сообщениями, записками, посланиями. Они передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, описи имущества; публикуют рекламные объявления и научные статьи; хранят старые письма и документы; долго размышляют над полученными известиями или немедленно кидаются выполнять указания начальства. Все это - информационные процессы. Информация всегда связана с материальным носителем, а ее передача - с затратами энергии. Однако одну и ту же информацию можно хранить в различном материальном виде (на бумаге, в виде фотонегатива, на магнитной ленте, ...) и передавать с различными энергетическими затратами (по почте, по телефону, с курьером и т.д.), причем последствия - в том числе и материальные - переданной информации совершенно не зависят от физических затрат на ее передачу. Например, легкое нажатие кнопки опускает тяжелый театральный занавес или взрывает большое здание, красный свет светофора останавливает поезд, а неожиданное неприятное известие может вызвать инфаркт. Поэтому информационные процессы не сводимы к физическим, и информация, наряду с материей и энергией, является одной из фундаментальных сущностей окружающего нас мира. В 20 в. с развитием техники появились новые устройства: средства связи, устройства автоматики, а с 40-х гг. - вычислительной техники. Выяснилось, что эффективность их работы с помощью физических понятий описать невозможно и что существенные характеристики таких устройств нужно описывать совсем другими способами. В результате впервые возникли точное понятие информации и математическая теория информации. Стало ясно, что средства связи, какие бы физические процессы они ни использовали, - это средства передачи информации. Объединение понятий "информация" и "управление" привело Н.Винера в 40-х гг. к созданию кибернетики, которая, в частности, впервые указала на общность информационных процессов в технике, обществе и живых организмах.

    Использование понятия информации оказало существенное влияние на развитие современной биологии, особенно таких ее разделов, как нейрофизиология и генетика. И наконец, в связи с развитием вычислительной техники, стимулировавшей информатизацию всего общества, возник комплекс наук о различных аспектах работы с информацией - информатика.

             " Информационно-поисковая система - это система, где хранится информационный массив, из которого по требованиям пользователей выдается нужная информация."   [4.с.75]

     Поиск информации по требованию пользователя осуществляется либо автоматически, либо вручную (как в библиотеках, когда с запросом к работнику справочного фонда обращается читатель, а работник пользуется системой каталогов). Во втором случае используются ЭВМ, снабженные специальными программными средствами, анализирующими процессы запросов, поиска и выдачи нужных документов. Таким образом, информационно-поисковые системы (ИПС) реализуют вопросно-ответное отношение, что сближает задачи, стоящие перед создателями таких систем, с теми задачами, которые решают создатели человеко-машинных систем.

     Информационно-поисковые системы делятся на два типа:

             1. Документографическая ИПС.

             2. Фактографическая ИПС.

     1.1 Документографическая ИПС


             В такой ИПС все хранимые документы индексируются некоторым специальным образом. Каждому документу (статье, отчету, протоколу и т.п.) присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа. Поиск идет не по самим документам, а по их поисковым образам, которые содержат информацию (адрес) о местонахождении документа. Именно так ищут книги по заказам читателя в больших библиотеках (в маленьких библиотеках библиотекарь обычно ищет книги сам). По требованию читателя сначала находят карточку в каталоге, а потом по шифру, указанному на ней, отыскивается и сама книга.

             Различия документографических ИПС определяются тем, как устроен поисковый образ документа. В простейшем случае это просто его индивидуальное название (например, название, автор, год издания книги). В более сложных случаях нет однозначного соответствия между поисковым образом документа и самим документом. Вполне возможен случай, когда поисковый образ документа соответствует нескольким различным документам и, наоборот, один и тот же документ соответствует не одному, а нескольким поисковым образам.

    Рис-1.

     
     


























             Такой неоднозначностью обладают, например, поисковые образы документов в дескрипторных системах. "Дескриптор - слово или словосочетание, которое тесно связано с содержанием документа. Совокупность дескрипторов определяет группу документов со сходным содержанием."[4.с.75] В последнее время журналы, публикующие научные статьи, требуют от своих авторов, чтобы для каждой статьи они указывали список ключевых слов, которые и играют роль дескрипторов. Если, например, описать статью, которую вы читаете с помощью ключевых слов, то один из возможных списков будет следующим:  информационный поиск, информационно-поисковая система, дескриптор, тезаурус, поисковый образ документа.

             По набору этих ключевых слов (набору дескрипторов) можно найти данную статью среди всех статей книги, если ввести ее постатейное содержание в какую-либо ИПС дескрипторного типа.

    Общая блок-схема ИПС дескрипторного типа показана на  рис-1. Эта схема имеет два входа. По одному происходит пополнение хранящегося в системе информационного массива документов, а по второму поступают запросы пользователей.

     

     1.2 Фактографическая ИПС

     В отличие от документо-графических ИПС в ИПС такого типа хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной области. Хранимые факты могут быть извлечены из различных документов. К примеру необходимо переработав историю восемнадцатого века в базе фактов они связываются между собой системой разнообразных отношений. Такая сеть в ИПС носит название тезауруса предметной области. Запросы поступающие в фактографические ИПС, используют тезаурус для поиска ответов на запросы. Поиск осуществляется методом поиска, по образцу широко применяющемуся в базах знаний систем искусственного интеллекта. 

    К примеру необходимо переработав историю восемнадцатого века, собрать все сведения о Екатерине-II.

             ИПС фактографического типа постепенно приближаются по своей организации и функционированию к развитым базам данных и знаний.[4.с.76]


                 





    2. Поисковая система глобальной сети "Интернет".


             Я не хочу влезать в дебри внутренней работы поисковой системы (на электронном уровне), т.к. это не отвечает целям моей работы, и на мой взгляд эта работа программистов высшего уровня к которому я сейчас стремлюсь.

    Я хочу разобрать и разложить по "полочкам", то как мне стала понята технология поиска информации, и сам механизм поиска информации.

     

     2.1 Технология поиска информации в Интернете


    Сама технология поиска становится более понятной на рис-2.

    1) Для начала пользователь решает такую задачу, что он хочет найти , и где это может находится.

             2) Затем заходит в Интернет, в обыкновенное Internet Exploer окно(Браузер).(Рис-3). Если пользователь знает имя сайта на котором находится интересующая его информация, то он просто сообщает его имя и заходит в его.

     Пример. Пользователь желает узнать кинопрокат на  сегодняшний день и заходит на сайт film.ru.(рис-3).

    Это самый примитивный способ поиска информации в Интернете, на этом поиск может и закончится.

    Существуют и внутри сайтовые(локальные) системы поиска.

     Пример. В том же film.ru есть возможность просмотреть 

    информацию о фильме давно вышедшем из проката, к примеру найти фильм "Брат-2" , достаточно в окне

     поиска набрать слово Брат-2 .(рис-3)

































             3) Если пользователь не знает имя сайта где он может найти интересующую его информацию, то он прибегает к помощи какой-нибудь поисковой системы. В сети работает значительное число справочных систем. Зайдя на указанный сервер, он получит на экране форму запроса, в которую надо ввести информацию для поиска. Обычно в форме существует возможность ограничения зоны поиска (например, по тематике). Он можете ввести нужный термин, определить область поиска и попытаться получить ответ.

     















    Поиск производится автоматически на базе учета количества найденных слов на сервере. На его компьютер будет передана первая группа найденных ссылок с лучшими показателями по числу найденных вхождений искомых слов.

    Часто вместе с ссылкой может быть выведена краткая информация по документу. Если среди найденных документов нет нужных, то можно вывести следующую группу - общее число документов обычно исчисляется тысячами. Для того, чтобы перейти на сервер, на котором находится найденная информация, достаточно просто щелкнуть по ссылке в результате поиска.

     Это самый примитивный способ поиска информации в интернете, на этом поиск может и закончится.

    Существуют и внутри сайтовые(локальные) системы поиска.

     Пример. В том же film.ru есть возможность просмотреть 

    информацию о фильме давно вышедшем из проката, к

    примеру найти фильм "Брат-2" , достаточно в окне

    поиска набрать слово Брат-2 .(рис-3)

             3) Если пользователь не знает имя сайта где он может найти интересующую его информацию, то он прибегает к помощи какой-нибудь поисковой системы. В сети работает значительное число справочных систем. Зайдя на указанный сервер, он получит на экране форму запроса, в которую надо ввести информацию для поиска. Обычно в форме существует возможность ограничения зоны поиска (например, по тематике). Он можете ввести нужный термин, определить область поиска и попытаться получить ответ.

             Поиск производится автоматически на базе учета количества найденных слов на сервере. На его компьютер будет передана первая группа найденных ссылок с лучшими показателями по числу найденных вхождений искомых слов. Часто вместе с ссылкой может быть выведена краткая информация по документу. Если среди найденных документов нет нужных, то можно вывести следующую группу - общее число документов обычно исчисляется тысячами. Для того, чтобы перейти на сервер, на котором находится найденная информация, достаточно просто щелкнуть по ссылке в результате поиска.

             Обычно поиск по паре ключевых слов приводит к получению десятков тысяч ссылок на документы, содержащие эти термины. Такой объем результатов редко позволяет эффективно отыскать "жемчужину" среди не имеющих отношения к теме поиска материалов. Что можно посоветовать?

             Во-первых, пользователю необходимо сузить зону поиска. Попытаться определить на серверах какого профиля, в какой стране и т.п. наиболее вероятно можно встретить интересуемые материалы. Подумать, какие другие ключевые слова могут характеризовать объекты поиска, использовать несколько ключевых слов.

             Если объектом поиска указаны несколько терминов, то поисковая система ищет вхождение каждого слова в документ независимо. То есть, можно результатом поиска получить документ, который содержит только одно слово, но несколько раз. Поэтому при определении терминов, по которым производится поиск, можно и нужно использовать логические операции.  

     Например, ввод слово_1&слово_2 заставит искать те страницы, где употреблен как первый, так и второй термин.    

             Во-вторых, необходимо провести поиск по всем известным поисковым системам. В каждой из них используется своя, несколько отличающаяся от других технология поиска. Поэтому абсолютно аналогичные поиски могут привести к различающимся результатам. Большинство поисковых систем бесплатны, поэтому ничто не мешает проводить столько операций поиска, сколько нужно.

             В-третьих, очень часто результат может принести поиск документов на основе возможных ссылок на них.

    Пользователь должен пытаться определить, какие известные документы могут содержать упоминание его тем. И уже через гипертекстовые связи в документах выйти на желаемый источник. Часто этот путь эффективен. Попытайтесь найти организации (WWW-сервера), имеющие профиль, сходный с темой поиска. Иногда, через ссылки в документах этих серверов можно выйти на нужные материалы.

             В-четвертых, попытаться найти конференцию по сходной тематике т.е. просто зайти в какой-нибудь CHAT. Например в www.anekdotov.net.ru. Часто вопрос, "брошенный" в телеконференцию, позволяет получить достаточно справочной информации.

             И, наконец, не забывать спросить своих знакомых. Они могут  подсказать неожиданное решение.

             В любом случае нужно настроиться на то, что поиск может занять достаточно длительный период времени и потребовать от, него немалых усилий.

     Пример. Пользователь заходит в поисковую систему   Yandex.ru , и в поисковом окне набирает слово Брат-2,  дальше происходит поиск всего что может хоть как- нибудь связано с данным словом. Yandex порекомендует  обратится ко многим сайтам и в том числе и к film.ru и  непосредственно к сайту о самом фильме. (рис-4)


     

















     2.2 Как работают механизмы поиска

             Поисковая система обычно ищет нужную информацию с помощью трех этапов :

      I) Этап: Робот (агент, паук или кроулер) перемещается по Сети и собирает информацию.

     II) Этап: Вся информация, собираемая роботами поступает в базу данных в виде ссылок - индексируется. 

    III) Этап: Запускается поисковый механизм, который пользователи используют как интерфейс для взаимодействия с базой данных. т.е. произошла выдача базой данных гиперссылок и дальше идет обыкновенный перебор нужных ссылок пользователем.

    Эти этапы ярко выражены в работе блок-схемы (рис-2)

    Два первых являются подготовительными и незаметны для пользователя.[5.с.139]

    Рассмотрим более подробно этапы поиска информации в

    Поисковой системе:

             I) Этап. Поисковая система собирает информацию из World Wide Web. Для этого используют специальные программы, аналогичные браузерам. Они способны скопировать заданную Web-страницу на сервер поискового указателя, просмотреть ее, найти все гиперссылки, которые на ней имеются, перейти по указанным в них URL-адресам, скопировать те ресурсы, которые найдены там, снова разыскать имеющиеся в них гиперссылки и т.д. Это специальные программы, типа агентов, пауков, кроулеров и роботов, которые занимаются поиском страниц в Сети, извлекают гипертекстовые ссылки на этих страницах и автоматически индексируют информацию, которую они находят для построения базы данных. Каждый поисковый механизм имеет собственный набор правил, определяющих, как собирать документы. Некоторые следуют за каждой ссылкой на каждой найденной странице и затем, в свою очередь, исследуют каждую ссылку на каждой из новых страниц, и так далее. Некоторые игнорируют ссылки, которые ведут к графическим и звуковым файлам, файлам мультипликации;  другие проинструктированы, что нужно просматривать прежде всего наиболее популярные страницы.

      Агенты - самые "интеллектуальные" из поисковых средств. Они могут делать больше, чем просто искать: они могут оставлять сообщение о вашем посещении сайта. Уже сейчас они могут искать cайты специфической тематики и возвращать списки cайтов, отсортированных по их посещаемости. Агенты могут обрабатывать содержание документов, находить и индексировать другие виды ресурсов, не только страницы. Они могут также быть запрограммированы для извлечения информации из уже существующих баз данных. Независимо от информации, которую агенты индексируют, они передают ее обратно базе данных поискового механизма.

      Общий поиск информации в Сети осуществляют программы, известные как пауки. Пауки сообщают о содержании найденного документа, индексируют его и извлекают итоговую информацию. Также они просматривают заголовки, некоторые ссылки и посылают проиндексированную информацию базе данных поискового механизма.

      Кроулеры просматривают заголовки и возвращают только первую ссылку.

      Роботы могут быть запрограммированы так, чтобы переходить по различным cсылкам различной глубины вложенности, выполнять индексацию и даже проверять ссылки в документе. Из-за их природы они могут застревать в циклах, поэтому, проходя по ссылкам, им нужны значительные ресурсы Сети. Однако, имеются методы,   предназначенные для того, чтобы запретить роботам поиск по сайтам, владельцы которых не желают, чтобы они были проиндексированы.

      Роботы извлекают и индексируют различные виды информации. Некоторые, например, индексируют каждое отдельное слово во встречающемся документе, в то время как другие индексируют только наиболее важных 100 слов в каждом, индексируют размер документа и число слов в нем, название, заголовки и подзаголовки и так далее.

    Вид построенного индекса определяет, какой поиск может быть сделан поисковым механизмом и как полученная информация будет интерпретирована.

             Люди желающие предоставить информацию широкой общественности, или желающие большей посещаемости своего сайта, помещают краткие выдержки о чем этот сайт прямо в индекс, заполняя особую форму для того раздела, в который по их предположению обратится поисковый робот и вытащит в базу данных этот сайт и предоставит ее какому-нибудь пользователю.

             Когда кто-либо хочет найти информацию, доступную в Интернет, он посещает страницу поисковой системы и заполняет форму, детализирующую информацию, которая ему необходима. Здесь могут использоваться ключевые слова, даты и другие критерии. Критерии в форме поиска должны соответствовать критериям, используемым роботами при индексации информации, которую они нашли при перемещении по Сети.

     Проиндексированная информация отсылается базе данных поискового механизма так же, как было описано выше.

             II) Этап: После копирования разысканных Web-ресурсов на сервер поисковой системы начинается второй этап работы - индексация. В ходе индексации создаются специальные базы данных, с помощью которых можно установить, где и когда в Интернете встречалось то или иное слово.  Индексированная база данных - это своего рода словарь. Она необходима для того, чтобы поисковая система могла очень быстро отвечать на запросы пользователей.

    База данных отыскивает предмет запроса, основанный на информации, указанной в заполненной форме, и выводит соответствующие документы, подготовленные базой данных. Чтобы определить порядок, в котором список документов будет показан, база данных применяет алгоритм ранжирования. В идеальном случае, документы, наиболее релевантные пользовательскому запросу будут помещены первыми в списке.

    “Операция сортировки полученных результатов называется ранжированием.”[3]

    Различные поисковые системы используют различные алгоритмы ранжирования, однако основные принципы определения релевантности следующие:

             - Количество слов запроса в текстовом содержимом документа (т.е. в html-коде).

             - Тэги, в которых эти слова располагаются.

             - Местоположение искомых слов в документе.

    - Удельный вес слов, относительно которых определяется релевантность, в общем количестве слов документа.

      Эти принципы применяются всеми поисковыми системами. А представленные ниже используются некоторыми, но достаточно известными (вроде AltaVista, HotBot).

              - Время - как долго страница находится в базе поискового сервера. Поначалу кажется, что это довольно бессмысленный принцип. Но, если задуматься, как много существует в Интернете сайтов, которые живут максимум месяц! Если же сайт существует довольно долго, это означает, что владелец весьма опытен в данной теме и пользователю больше подойдет сайт, который пару лет вещает миру о правилах поведения за столом, чем тот, который появился неделю назад с этой  же темой.

             - Индекс цитируемости - как много ссылок на данную страницу ведет с других страниц, зарегистрированных в базе поисковика. База данных выводит ранжированный подобным образом список документов с HTML и возвращает его пользователю, сделавшему запрос. Различные поисковые механизмы также выбирают различные способы показа полученного списка - некоторые показывают только ссылки; другие выводят ссылки с первыми несколькими предложениями, содержащимися в документе или заголовок документа вместе с ссылкой.

             III) Этап. Происходит обработка запроса пользователя и выдача ему результатов поиска в виде списка гиперссылок. Затем идет работа пользователя по переработке ссылок, предоставленной базой данных. Когда он щелкает на ссылку к одному из документов, который его интересует, этот документ запрашивается у того сервера, на котором он находится, если информация пользователя на данном сайте его не удовлетворила, он щелкает на другую ссылку. Этот этап может затянутся и оказаться самым сложным для пользователя.  [1]


    3. Поисковые машины

    В Интернете великое множество поисковых машин(поисковых систем),  они имеют разные виды, у каждой свои возможности преимущества и недостатки. Пользователя всегда будут одолевать такие вопросы: как  искать в Интернете, какая машина лучше. Так что постараюсь ответить на эти вопросы.    

    3.1 Как искать в Интернете

              При поиске в Интернет важны две составляющие - полнота (ничего не потеряно) и точность (не найдено ничего лишнего). Обычно это все называют одним словом - релевантность, то есть соответствие ответа  вопросу.

             1. Охват и глубина. Под охватом имеется в виду объем базы поисковой машины: который  измеряется тремя показателями - общим объемом проиндексированной информации, количеством уникальных серверов и количеством уникальных документов. Под глубиной понимается - существует ли ограничение на

    количество страниц или на глубину вложенности директорий на одном сервере.

             Как проверить: Некоторые машины пишут на своем сайте статистику робота. Но можно проверить и самому - надо задать несколько поисковых запросов, состоящих из одного слова (чтобы исключить влияние языка запросов, в том числе - различного трактования пробела), и при этом смотреть на  статистику результатов, выдаваемую машиной - обычно в начале списка указано, сколько всего было найдено документов. Помимо того, что слова должны быть из разных областей, хорошо еще взять слова разных "весов" - редкие, "средние" и "тяжелые" (частотные), и сравнить количество найденного. Тяжелые слова, в частности, тестируют полнотекстовость (индексацию всех слов документа) поисковой машины.

     Глубину хождения робота проверить сложнее - для этого надо взять какие-то сайты, например, с разветвленной структурой архивов, и проверить, проиндексированы ли документы, на которые можно попасть только, например, за 6 переходов по ссылкам.

             2. Скорость обхода и актуальность ссылок.

     Скорость обхода Сети показывает, насколько быстро происходит индексация свеже-добавленного ресурса и насколько быстро обновляется информация в базе. Важным показателем качества поисковой машины (ее робота) является не только "захват" новых территорий: но и

    отслеживание состояния уже охваченных. Сервера исчезают и появляются, страницы на них обновляются. Ссылки, которые выдает  поисковая машина в списке найденного, должны, во-первых, существовать, и, во-вторых, их содержание должно соответствовать запросу.

             Как проверить: Объективную информацию можно получить, проанализировав логи серверов - робот поисковой машины представляется обычно именем своей машины  (или похожим образом), так что можно увидеть, как часто он бывает на сервере, сколько страниц просматривает и т.д. К сожалению, обычно для изучения бывает доступен лог только своего сайта, поэтому остается экспериментальный способ.

    Для определения скорости обхода надо создать где-нибудь страничку текста, добавить ее в поисковики и посмотреть, как быстро она начнет находиться. Или изменить уже имеющуюся страничку. Для определения  актуальности ссылок - проверить документы хотя бы на первой странице списка найденного по нескольким запросам. Сообщение "Not Found" свидетельствует о том, что документ более не существует.

             3. Качество поиска (субъективный показатель).

     Каждая поисковая машина имеет свои алгоритм сортировки результатов поиска. Чем ближе к началу списка оказывается нужный вам документ, тем лучше работает релевантность.

    Как проверить: Только путем эксперимента. Рекомендуется для сравнения делать запросы разной длины. Можно также использовать язык запросов, при этом те, кому неохота читать описание, могут воспользоваться развернутой страницей запроса ("расширенный поиск" в Апорте и Яндексе, "детальный запрос" в Рэмблере - варианты перевода на русский язык "advanced search").

              Кроме релевантности, существуют важные пользовательские  характеристики.

          1. Скорость поиска. Если поисковая машина отвечает медленно, работать с ней неэффективно. Стоит добавить, что видимая пользователю скорость зависит не только от самой поисковой машины, но и от Интернет-каналов.

          Как проверить: Путем эксперимента - надо поискать запросы разной длины, разной "тяжести" слов и в разное время суток (загрузка серверов существенно неравномерна по суткам, пик - около трех-четырех часов дня).

          2. Поисковые возможности (работа с языком документа, язык запросов). Еще один пункт сравнения - что именно и как поисковая машина вносит в индекс. Полнотекстовая поисковая машина индексирует все слова видимого пользователю текста. Наличие морфологии дает возможность находить искомые слова во всех склонениях или спряжениях. Кроме этого, в языке HTML существуют тэги, которые также могут обрабатываться поисковой машиной (заголовки, ссылки, подписи к картинкам и т.д.). Язык запросов в виде стандартных логических операторов (И, ИЛИ, НЕ) есть практически у всех машин. Некоторые умеют искать словосочетания или слова на заданном расстоянии - это часто важно для получения разумного результата. Дополнительной возможностью является поиск в зонах документа - заголовках, ссылках, ключевых словах (META KEYWORDS) и т.д. Дополнительная возможность языка запросов - естественно-языковый запрос, который не требует знания операторов.

             Как проверить: Обычно эта информация публикуется на сервере поисковой машины (в Help'е). Тем не менее, рекомендуется проверить на реальных запросах, поскольку иногда желаемое выдается за действительное.

             3. Дополнительные удобства. Это - дополнительные возможности, которые предоставляет пользователям поисковая машина. Сюда входит   всевозможные варианты поиска (специализированные страницы, поиск похожих документов, ограничение области поиска), и список найденных серверов, и поиск по датам и серверам, и удобный интерфейс поисковой машины, и возможность его персонализации.

             Как проверить:  Информация может быть частично опубликована на сервере поисковой машины, но лучше всего попробовать самому поработать с этими возможностями.

             Поисковые машины состоят из поисковых каталогов и поисковых указателей, многие поисковые указатели содержат в себе и каталоги. Рассмотрим их. [6]

     3.1 Поисковые каталоги

             Любая книга начинается с содержания и заканчивается Алфавитным указателем. Несмотря на то, что они расположены в разных местах книги и выглядят совершенно по-разному, задача у них одна: помочь найти в книге именно тот раздел, который в данный момент нужен. Содержание - это пример каталогизации.

    Когда человек выбирает тему, которая ему интересна, по ней он находит номер страницы, где эта тема раскрывается. Алфавитный указатель - пример индексации (по-английски, index - это и есть указатель). Человек находит в указателе нужный термин и получает номер страницы, на которой он встречается.

             Каталоги (directories) и отличаются от поисковых систем. Каталоги представляют собой совокупность сайтов, собранных в тематические рубрики. Эти рубрики в свою очередь могут быть разбиты на подрубрики, которые тоже могут иметь еще более мелкие подкаталоги и т.д.

    Каталоги с точки зрения пользователя - те же поисковики. Но вот заполняются эти каталоги не "роботами", как на указателях, а самыми что ни на есть живыми людьми. Это очень хорошо для пользователей, так как дает более релевантные результаты по сравнению с поисковыми серверами. От части в поисковом указателе тоже содержится каталог, он представлен в виде оглавлений(гиперссылок) по самым популярным темам.

    (рис-5) [2]

             При каталогизации ресурса опытный редактор внимательно просматривает его, определяет, к какой области знаний относится данный ресурс, устанавливает его категорию в этой отрасли и вносит ресурс в каталог. Самый крупный каталог Интернета - Yahoo (www.yahoo.com). В нем работают более 150 квалифицированных редакторов. Это большая организация, но и ее усилий хватает лишь на то, чтобы поддерживать каталог на уровне примерно 1 миллиона ресурсов. Дальнейшее расширение сдерживается необходимостью


     












































    поддерживать уровень актуальности. Сегодня редакторы Yahoo! заняты не столько наполнением каталога новыми ресурсами, сколько проверкой актуальности ресурсов, каталогизированных ранее.

    Приведу пример самых используемых каталогов

    Рис-6.  Крупнейший поисковый каталог России Mail.ru

     
     в российской части Интернета в таблице-1.[приложение]


     3.3 Поисковые указатели

    Поисковые указатели - это автоматизированные системы. Они способны функционировать без участия человека, и потому их знание о подлинных ресурсах Сети намного (на несколько порядков) больше, чем у каталогов. Количество проиндексированных Web-страниц может измеряться сотнями миллионов.

    Работа поискового указателя происходит в три этапа, которые указаны в пункте 2.2.

    Конкретные рекомендации по выбору поискового указателя очень быстро стареют. Ситуация в Интернете меняется буквально на глазах. Не проходит и полугода, чтобы что-нибудь не изменилось и в поисковых системах. Та система, которая была наилучшей вчера, может быть не самой лучшей сегодня и очень плохой завтра. В тоже время, популярность - вещь хитрая. Она трудно зарабатывается, но потом и долго живет. В итоге мы очень часто встречаемся с ситуацией, когда самой популярной является далеко не лучшая система. Мы поможем читателю научиться самостоятельно проверять разные поисковые системы и выбирать для работы те, которые дают лучшие результаты. При проверке размер поискового указателя не имеет решающего значения. Нам ведь нужны не миллионы ссылок, а всего две-три, но желательно самые лучшие. Поэтому важно не только то, как много Web-страниц проиндексировала поисковая система, но и то, когда она это делала в последний раз, как часто потом проверяла актуальность ссылок и насколько корректно представляет результаты поиска.

     Сравнительный обзор поисковых систем.

             Подробно рассказывать о том, как пользоваться поисковыми каталогами, нет никакой необходимости. Так как надо просто зайти на сайт выбрать категорию, которая интересует, в ней выбрать раздел, и так далее, пока не откроется список конкретных ссылок.

             Значительно интереснее рассмотреть приемы использования поисковых указателей, тем более что для разных указателей эти приемы разные. Но прежде чем приступать к изучению конкретной системы, необходимо рассмотреть общие концепции, равно относящиеся ко всем поисковым указателям, в качестве примера я буду рассматривать такие популярные, и на мой взгляд самые удобные, поисковые уазатели как Yandex и Rambler .

    И начну с рассмотрения основных видов поиска. В основном всего четыре вида поиска.

    Все поисковые указатели реализуют несколько алгоритмов поиска. К ним относятся: простой поиск, расширенный поиск, контекстный поиск и специальный поиск.

             Простой поиск. При простом поиске в поле запроса вводится одно или несколько слов, которые могут характеризовать содержание документа. Если это слово одно, то, как правило, в ответ выдается такое большое количество ссылок, с которым непонятно что делать. Если вводится несколько слов, то результат зависит от того, как эти слова введены, а это, в свою очередь, зависит от конкретной используемой системы. Приемы простого поиска в разных поисковых системах, как правило, свои, и прежде чем ими пользоваться, желательно почитать инструкцию. Простой поиск в Rambler представлен на

    рис-8. При введении фразы: Все смешалось в доме Облонских, поисковые указатели выдают следующие результаты: Rambler 9(документов)

                Yandex  2400(документов)

             Расширенный поиск. Расширенный поиск всегда подразумевает запрос из группы слов. При расширенном поиске в большинстве случаев разрешается связывать ключевые слова логическими операторами AND (И), OR(ИЛИ), NOT(НЕ) и другими. Основное достоинство расширенного поиска состоит в том, что как правила записи ключевых слов и логических операторов в разных системах либо одинаковы, либо очень похожи. Поэтому, усвоив один раз приемы расширенного поиска, можно ими пользоваться где угодно. Надо только предварительно переключить систему в нужный режим (рис-9.)

     При введении фразы: Все смешалось в доме Облонских, в расширенном поиске, поисковые указатели выдают следующие результаты: Rambler 9(документов)

                          Yandex  2400(документов)



              Рис-8  Простой поиск в Rambler


         Рис-9 Переключение системы в режим расширенного поиска.

     

             Контекстный поиск. Это очень полезный вид поиска, который, к сожалению, реализован не во всех поисковых указателях. Системы, которые его поддерживают, следует ценить особо. При контекстном поиске требуется точное совпадение фразы или группы слов, например “Все

    смешалось в доме Облонских”. В большинстве поисковых систем, включающих этот метод, ключевая фраза должна быть заключена в кавычки: "Все смешалось в доме Облонских".(Рис-10)

     При введении фразы: ”Все смешалось в доме Облонских”, поисковые указатели выдают следующие результаты:  

                Rambler 0(документов)

                Yandex  8(документов)



    Рис-10. Контекстный поиск в RAMDLER.RU

     
        

     


             Специальный поиск. С помощью команд специального поиска разыскивают дополнительную информацию. Например, такие команды позволяют определить, как часто в Сети встречаются гиперссылки, указывающие на какой-либо ресурс, с их помощью можно найти ключевые слова,

    входящие в заголовки Web-страниц и т.п. Как правило, команды специального поиска в различных поисковых системах свои.

    Также необходимо рассмотреть общие правила записи команд поиска.


     Общие правила записи команд поиска:

             Слова разделенные пробелами

    Допустим, пользователю необходимо разыскать Web-страницу, на которых что-то говорится об операционной системе Microsoft Windows. Логично ввести в поле поиска слова Microsoft Windows и ждать результата. Но результат может быть обескураживающим. Одни поисковые системы понимают такую запись как Microsoft И Windows - они дадут то, что пользователь ищет. Другие могут понимать эту запись как Microsoft ИЛИ Windows - тогда будут разысканы все Web-страницы, на которых встречается либо первое слово, либо второе, либо оба вместе. Пользователя, конечно, интересуют только те страницы, на которых оба слова встречаются вместе, но они будут буквально похоронены среди прочих, не нужных ему страниц.

    Приступая к работе с незнакомой системой, нужно начинать с проверки, как она обрабатывает группы ключевых слов. Сначала вводится одно слово: Microsoft. Просматривается, сколько результатов выдаст система.

     При введении фразы: Microsoft, поисковые указатели выдают следующие результаты:

                Rambler 28184(документов)

                Yandex  1048379(документов)

    Затем вводится второе слово: Windows. Опять проверяется количество. Вводятся оба слова: Microsoft Windows.

     При введении фразы: Microsoft, поисковые указатели выдают следующие результаты:

                Rambler 6641(документов)

                Yandex  259276(документов)

    Если количество найденных Web-страниц будет больше, чем в первом и во втором случае, значит, система считает, что ключевые слова связаны соотношением ИЛИ (множества объединяются). Если результат будет меньше, чем в каждом из первых испытаний, то система использует соотношение И (множества пересекаются). И в том, и в другом случае  придется ознакомиться со справочной информацией, чтобы узнать, как получить противоположный результат.  Например, все основные российские поисковые системы по умолчанию между словами ставят оператор И, хотя у системы "Яндекс" есть свои особенности (см. таблицу-2). Там считается, что эти два слова должны одновременно присутствовать не в документе, а в одном предложении. Если достаточно, чтобы они присутствовали в документе, перед каждым словом надо поставить знак <+>. Одновременно возникает обратная задача: как сделать, чтобы разыскивались документы, содержащие одно из заданных -   ключевых слов, то есть, как задать соотношение ИЛИ?

     "Рамблер": Microsoft OR Windows; (50986 документов)

     "Яндекс": Microsoft | Windows; (2034641 документов)

             Роль прописных букв

    В большинстве поисковых систем “хлеб” не равен “ХЛЕБ”, но “ХЛЕБ”*“хлеб”. Общее правило такое: если клиент ввел строчные символы, то разыскиваются как строчные, так и прописные символы, но если клиент использовал прописные буквы, то ищется точное совпадение только с прописными буквами. Классический пример - Красная Шапочка. Если их ввести именно так, с использованием прописных букв, то будут разысканы только документы, в которых встречается

    сочетание Красная Шапочка. Однако если ключевые слова записать как красная шапочка, то будет разыскано больше документов. Через сито отбора пройдут все документы, в которых встречаются сочетания: красная шапочка, Красная шапочка, красная Шапочка и Красная Шапочка. Поэтому  не надо злоупотреблять применением прописных букв в запросе и использовать их лишь тогда, когда есть абсолютная уверенность в результате.

    Однако некоторые поисковые системы имеют отличия. Так, например, в системе "Рамблер" при индексации все прописные буквы принудительно "понижаются" до строчных. Это означает, что использовать в запросе прописные буквы в этой системе бесполезно.

     При введении фразы: Красная Шапочка, поисковые указатели выдают следующие результаты:

                Rambler 2921(документов)

                Yandex  16458(документов)

             Роль зарезервированных слов

    Зарезервированные слова - это слова, которые не учитываются при обработке запроса. Во время индексации Web-Страниц программа выбрасывает их из текста, что значительно уменьшает размеры указателей и сокращает время поиска. К зарезервированным словам обычно

    относятся неинформативные слова: предлоги, союзы, местоимения, артикли и другие слова малого размера. Так, например, если в системе "Яндекс" задать поиск фразы "Все смешалось в доме Облонских", то будут также разысканы документы, содержащие Что смешалось в доме Облонских? - и Где смешалось? В доме у Облонских? В некоторых системах могут быть зарезервированы слова, которые встречаются исключительно часто и потому не являются информативными. Если, например, система ориентирована на поиск книг, то слово книга для нее не информативное. Слово авто неинформативно для поисковой системы, занимающейся делами автомобильными, а слова компьютер и Интернет неинформативны для систем, ориентированных на поиск информации по вычислительной технике. Особенно важно учитывать роль зарезервированных слов при проведении контекстного поиска т.к. при контекстном поиске необходимо точное соответствие между тем, что заказал пользователь, и тем, что встречается в Web-документах. Если поисковая система на этапе индексации "зачистила" Web-документы от зарезервированных слов, то с контекстным поиском она справиться не может, разве что только "заглянув" в копии Web-страниц, если таковые у нее хранятся, но на это уходит много времени. Поэтому честный контекстный поиск в поисковых системах редкость. В России, например, и Яндекс, и Рамблер только делают вид, что предоставляют возможность контекстного поиска, для этого искомую фразу надо заключить в кавычки. Однако после нехитрых испытаний легко убедиться, что это на самом деле не контекстный поиск, а поиск с точностью до зарезервированных слов. Пример, когда на запрос "Все смешалось в доме Облонских" выдается результат Что смешалось в доме Облонских. В таблице-2 я привожу сравнительную характеристику основных поисковых машин(поисковых систем).[приложение][6] 


    4. Сравнительная характеристика двух поисковых систем на базе  Rаmbler.ru и Yandex.ru


     4.1 RAMBLER

             Rambler.ru – исторически (до появления Yandex) наиболее популярная поисковая система в России. Она начала работать раньше других и долгое время лидировала по размеру поискового указателя и качеству услуг поиска. Увы, сегодня эти достижения в прошлом. Несмотря на то, что размер поискового указателя "Рамблер" примерно равен 12 миллионам Web-страниц, он давно толком не обновлялся и выдает устаревшие результаты. Сегодня "Рамблер" - это популярный портал, лучшая в России классификационно-рейтинговая система плюс рекламная площадка. (Рис-10) [3]

    Приемы поиска в системе Рамблер:

              Язык поисковых запросов

     Поисковый запрос может состоять из одного или нескольких слов, в нем могут присутствовать знаки препинания. Составлять простые запросы можно и не вдаваясь в тонкости языка запросов. Так, если ввести в поисковую строку несколько слов без знаков препинания и логических операторов, будут найдены документы, содержащие все эти слова (причем на ограниченном расстоянии друг от друга).

    Однако знание и правильное применение языка запросов поисковой машины поможет сделать поиск на Рамблере быстрым и эффективным.

     Регистр

     В общем случае, регистр написания поисковых слов и операторов значения не имеет, то есть дом и ДОМ, Not и nOt воспринимаются одинаково. И лишь иногда, в целях повышения качества поиска, регистр слов поискового запроса принимается во внимание.

     Например, если запрос состоит из двух, трех или четырех слов, каждое из которых написано с большой буквы, то предполагается поиск по имени собственному, и автоматически производится изменение ограничения расстояния между словами запроса со значения по умолчанию на величину (n-1)*2, где n - количество слов запроса. Это позволяет находить группу слов запроса, внутри которой есть не более одного "лишнего" слова или знака препинания, например "Баден-Баден", "А. Пушкин", "Федор Михайлович Достоевский".

             Операторы

      Запрос, состоящий из нескольких слов, может содержать операторы. Поиск операторов в документе не производится, они служат лишь инструкцией поисковой машине. Все операторы поисковой машины бинарные, то есть имеют левую и правую часть, каждая из которых также является запросом (по умолчанию состоящим из одного слова). Для изменения сферы действия операторов (группировки нескольких слов запроса в аргумент оператора) применяются скобки и кавычки. Два запроса, соединенные оператором AND (логическое И) образуют сложный запрос, которому удовлетворяют только те документы, которые одновременно удовлетворяют обоим этим запросам. Иными словами, по запросу 'собака AND кошка' найдутся только те документы, которые содержат и слово 'собака', и слово 'кошка'.

    Сложному запросу, состоящему из двух запросов, соединенных оператором OR (логическое ИЛИ) удовлетворяют все документы, удовлетворяющие хотя бы одному из этих двух запросов. По запросу 'собака OR кошка' найдутся документы, в которых есть хотя бы одно из слов 'собака' или 'кошка' (либо оба эти слова вместе). Оператор NOT (логическое И-НЕ) образует запрос, которому отвечают документы, удовлетворяющие левой части запроса и не удовлетворяющие правой. Так, результатом поиска по запросу 'собака NOT кошка' будут все документы, в которых есть слово 'собака' и нет слова 'кошка'.  Если оператор явно не указан, используется оператор по умолчанию AND: находятся только документы, содержащие все слова запроса. Так, запрос 'информация технологии кредит' будет истолкован как 'информация AND технологии AND кредит'. На странице Расширенного поиска оператор по умолчанию можно заменить на OR (Искать слова запроса: хотя бы одно).

      Каждый из операторов имеет сокращенное обозначение:

            Оператор сокращенное обозначение

            AND    &

             OR    |

            NOT    !

     Запрос из нескольких слов, перемежающихся операторами, будет истолкован в соответствии с их приоритетом. Операторы AND и NOT традиционно имеют более высокий приоритет, поэтому запрос из нескольких слов при обработке сначала группируется по операторам AND и NOT, и лишь потом по операторам OR. Изменить порядок группировки можно использованием скобок.

             Кавычки

      Для поиска цитат можно использовать двойные кавычки. Слова запроса, заключенного в двойные кавычки, ищутся в документах именно в том порядке и в тех формах, в которых они встретились в запросе. Таким образом, двойные кавычки можно использовать и просто для поиска слова в заданной форме (по умолчанию слова находятся во всех формах). Например, запросу 'самолет "заправился" посадка' удовлетворяет документ, содержащий текст '... самолет совершил посадку и заправился ...', и не удовлетворяет документ, содержащий '.. самолет совершил посадку, чтобы заправиться ...'.

             Скобки

     При построении запросов иногда возникает необходимость объединения слов запроса в группы, которые будут аргументами некоторого оператора. Такие группы заключаются в скобки. Часть запроса, заключенная в скобки, сама является запросом, и на нее распространяются правила языка построения запросов. Использование скобок

    позволяет строить вложенные запросы и передавать их операторам в качестве аргументов, а также перекрывать приоритеты операторов, принятые по умолчанию. Если запрос без скобок 'машина самолет | аэродром' эквивалентен запросу 'машина AND самолет OR аэродром' и, в соответствии с приоритетами операторов,  означает "найти документы, содержащие либо слова 'машина' и 'самолет', либо слово аэродром, то запрос со скобками 'машина (самолет | аэродром)' равносилен запросу 'машина AND (самолет OR аэродром)', что означает "найти документы, содержащие слово 'машина' и одно из слов 'самолет' или 'аэродром'".

              Метасимволы

      Рамблер пока не поддерживает поиск строк с использованием метасимволов ('*', '?'), которые обычно используются в значении "любая подстрока" и "произвольный одиночный символ" соответственно. Тем не менее, эти операторы зарезервированы  для подобного использования в будущем.

             Применение языка запросов

      Каждый запрос, адресованный поисковой машине Рамблера, обрабатывается в соответствии с правилами языка запросов. Некоторые слова и символы трактуются  как операторы языка запросов и обрабатываются специальным образом. Фактически, языком запросов описывается некая формула, которая используется при поиске -  каждый из документов "сопоставляется" с ней, и результатом поиска являются только те документы, которые ей удовлетворяют. Например, запросу 'самолет' удовлетворяют все документы, в которых хотя бы раз встретилось слово 'самолет' в любой форме. Запросу, состоящему из нескольких слов, удовлетворяют документы, содержащие каждое из этих слов в любой форме (при некоторых условиях). Вопрос соответствия документа более сложному запросу определяется логикой операторов и конструкций языка запросов.

             Морфология

      По каждому слову запроса поиск ведется с учетом правил словоизменения соответствующего языка. Рамблер понимает и различает слова русского и  английского языков - по умолчанию, поиск ведется по всем формам слова. Например, при поиске по слову 'человек' будут также найдены документы,  содержащие слова 'человеку', 'человеком', 'человека' и даже 'люди'. Чтобы  провести поиск только по одной определенной форме слова, нужно взять его в двойные кавычки или воспользоваться поиском точной фразы в расширенном поиске.

            

     Стоп-слова

      Некоторые слова и символы по умолчанию исключаются из запроса в связи с их малой информативностью. Это так называемые стоп-слова - самые частотные слова  русского и английского языков, например, предлоги, частицы и артикли. Присутствие этих слов может замедлить поиск и негативно повлиять на полноту результатов. Есть возможность обозначить необходимость этих слов в запросе, взяв запрос в двойные кавычки или воспользовавшись поиском точной фразы в расширенном поиске.

              Ограничение расстояния

     Если запрос составлен из одного или нескольких слов без применения операторов и конструкций языка запросов, то будут найдены документы, в которых встречаются все слова запроса. При этом для каждого запроса всегда существует так называемое ограничение контекста - положительное число, по умолчанию  равное расстоянию в 40 слов. Документ, в котором встретились все слова  запроса, будет выдан только в том случае, если расстояние в словах между вхождениями слов запроса будет меньше этого числа. Например, по запросу 'красная армия' будут найдены те документы, в которых слова 'красная' и 'армия' хотя бы один раз встретятся менее чем в 40 словах друг от друга. Значение ограничения контекста можно изменять конструкцией '(число, запрос)', где число - любое положительное число, запрос - любой корректный с точки зрения поисковой машины запрос, состоящий более чем из одного слова (очевидно, ограничение расстояния между словами в случае однословного запроса не имеет смысла). Таким образом, по запросу '(2, красная армия)' найдутся только те документы, в которых между словами 'красная' и 'армия' хотя бы раз не стоит ни одного слова (поскольку лишь в случае их непосредственного соседства разница  в  порядковых  номерах  слов  меньше  2, т.е.равна 1)

              Ненайденные слова

      Если запрос состоит из нескольких слов, и при этом некоторые из них вообще не удалось найти в Интернете, то выдаются результаты поиска по частичному  запросу, из которого отсутствующие в Интернете слова исключены. При этом на странице результатов поиска выдается соответствующая диагностика.


             Сортировка результатов

      По умолчанию найденные документы сортируются по релевантности (соответствию запросу). Однако Вы можете потребовать, чтобы вместо этого в начало списка были помещены самые свежие (или, наоборот, самые старые документы). Для этого надо выбрать соответствующую установку в меню "Сортировать по..." на странице детального запроса. Можно также ограничить поиск документами, созданными в определенный период времени: для этого необходимо на странице детального запроса указать "От даты ... до даты ...".

             Расстояние между словами

     Можно потребовать, чтобы Рамблер возвращал только те документы, где слова из запроса находятся на минимальном расстоянии друг от друга. Режим "Ограничить расстояние между словами" может быть включен в детальном запросе. Все перечисленные выше правила могут быть использованы совместно друг с другом в необходимой последовательности.

             Выдача результатов

      По умолчанию результаты поиска выдаются порциями по 15 документов. Меню "Выдавать по..." на странице детального запроса позволяет увеличить это число до 30 или 50. Меню "Форма вывода..." позволяет получать описания документов с увеличенной или уменьшенной подробностью.


     4.2 YANDEX

    Yandex.ru -  поисковая машина, способная по запросу найти наиболее подходящие web-страницы в русской части Интернета. Яндекс ежедневно просматривает сотни тысяч Web-страниц в поисках изменений или новых ссылок. Коллекция ссылок постоянно растет.  Яндекс не требует   знания специальных команд для поиска. Яндекс отыщет всех, кто сослался на  страницу, файлы с нужной картинкой, последние новости или товары в электронных магазинах. В основе системы "Яндекс" самый большой указатель  - примерно 27 миллионов Web-страниц, но дело не только в размере. Это не просто указатель на ресурсы, а указатель на самые актуальные ресурсы. По уровню актуальности "Яндекс" сегодня безусловный лидер (рис.4)[3]



             Приемы поиска в системе Яндекс

    Прежде чем приступать к описанию языка запросов системы Яндекс, отмечу, что он заметно мощнее и сложнее языков запросов других отечественных поисковых систем. Впрочем, обыкновенному пользователю не надо пугаться. Даже если он очень не любите читать и, тем более, изучать инструкции, то он может работать с системой интуитивно.

     В принципе, система Яндекс использует в работе эвристические алгоритмы, которые не совсем строгие математической точки зрения. В результате пользователь может получить разные результаты, например, если будет искать документы со словами Буш Гор выборы и выборы Буш Гор. Зато благодаря этим алгоритмам интуитивный подход к созданию запросов (без чтения инструкций) дает очень хороший результат, к тому же за очень краткое время.

    Поиск по одному слову

    Когда пользователь вводит искомое слово в поле поиска и нажимает кнопку Найти, то слова разыскиваются с учетом всех возможных словоформ, что особенно важно для русского языка. Например, если введено слово снег, то будут найдены документы, в состав которых входят слова снега, снегов и т. п., но не снежный, заснеженный и т. п. Если же поиск словоформ не требуется, то его можно отменить с помощью восклицательного знака, например !снегом.

             Поиск по группе слов

     Если слова разделены пробелом, то разыскиваются документы, в которых в одном предложении встречаются все введенные слова. Так, по запросу Буш Гор выборы

    система выдает документы с фразами типа ... Накануне выборов хакеры взломали сайты Буша и Гора. Среди результатов такого поиска возможны нестрогие соответствия - поисковая система проявляет свой интеллект. Чтобы строго обеспечить появление слов в предложении, надо перед ними поставить знак +, например так: +Буш +Гор +выборы. Знак + должен записываться слитно с тем словом, к которому относится (без пробела). Пробел выполняет роль оператора И, который также можно ввести явно (символ &), например так: +Буш& +Гор& +выборы. Справа и слева от логического оператора должны быть пробелы.

    Если же требуется одновременное присутствие слов не только в предложении, но и во всем документе, применяется оператор &&, например: +Буш&& +Гор&& +выборы.

    Теперь рассмотрю приемы исключения слов из поиска. Для этого применяются: знак - (строгое исключение из предложения), знак ~ (нестрогое исключение из предложения) и знак ~~ (исключение из всего документа). Так, например, запрос +Буш +Гор ~~выборы позволит

    отобрать документы, в которых в одном предложении встречаются слова Буш и Гор, но во всем документе нет слова выборы и его производных (выбор, на выборах, после выборов и т. п.).

    В тех случаях, когда надо объединить ключевые слова с помощью оператора ИЛИ, используется символ | (вертикальная черта). Так, например, запрос Буш | Гор&& +выборы отберет документы, в которых упоминается либо Джордж Буш, либо Алъберт Гор, но обязательно

    встречается слово выборы.

             Поиск с указанием расстояния

     Давным-давно в поисковых Системах появился оператор NEAR, позволяющий находить документы, в которых два слова расположены близко друг к другу. Правда, что такое "близко" каждая система понимает по-разному. В поисковой системе Яндекс можно конкретно указать, на каком расстоянии друг от друга эти слова должны находиться.

    В документе у каждого слова есть свой номер позиции. Номера позиций двух соседних слов различаются на единицу (номер позиции слова, находящегося справа, больше). Оператор расстояния записывается как /+n, где n - число, соответствующее расстоянию. Например, оператор /+1 соответствует двум словам, идущим подряд, то есть Microsoft/+1 Windows - это то же самое, что и "Microsoft Windows".

    Оператор расстояния может иметь и отрицательное значение. Это означает, что второе слово, указанное в запросе, должно в документе располагаться раньше первого. Например запрос Microsoft/-5 Windows может дать ссылку на документ, содержащий фразу об операционных системах, которые заменят Windows, рассказал ответственный представитель компании Microsoft.

    При проведении поиска с указанием расстояния можно задавать не точное расстояние между словами, а диапазон, например /(-5 +5). В этом случае будут отобраны документы, в которых слова, указанные в запросе в качестве ключевых, попадают в заданный диапазон. На самом деле, если знак параметра не указан, то это тоже поиск в диапазоне. Так, оператор /5 надо рассматривать на самом деле как диапазон /(-5 +5). Запрос Буш/ 5 Гор разыщет предложения типа: Женщины симпатизировали Бушу, а мужчины - Гору или Гор Буша не слаще.

     Система - Яндекс имеет довольно сложные правила языка запросов (по сравнению с Рамблером), но зато у нее обширные возможности. К примеру, расстояния можно измерять не только между словами, но и между предложениями. Эта единица измерения используется, когда в запросе применен двойной знак && или ~~. Так, запрос Буш/+1&&Гор выдаст документы, в которых слова Буш и Гор встречаются либо в одном предложении, либо в соседних.

             Использование скобок

     Задание на поиск - это, по сути дела, логическое выражение, которое работает как фильтр при просмотре документов, входящих в базу данных поисковой системы. В

    логическом выражении точно так же, как и в арифметическом, можно применять круглые скобки. Они служат для управления порядком действий. Характерный пример: Буш&Гор&(выборы | голосование). Такой запрос вернет ссылки на Web-страницы, содержащие предложения, в составе которых есть слова Буш, Гор, выборы или Буш, Гор, голосование.

             Управление ранжированием

     Цель ранжирования - сделать так, чтобы Web-страницы,

    наиболее оптимально соответствующие запросу, отображались в списке результатов как можно раньше. Какие алгоритмы при ранжировании применяет поисковая система, это ее дело. Пользователи либо довольны их работой, либо обращаются к другой поисковой системе. В системе Яндекс есть возможность самостоятельно изменить алгоритм механизма ранжирования с помощью весовых коэффициентов. Такой коэффициент можно присвоить любому ключевому слову или целому выражению, если оно заключено в скобки: Весовые коэффициенты вводятся через двоеточие, например Буш:5 Гор выборы. При таком запросе документы, в которых слово Буш встречается чаще, получают преимущество и отображаются в результирующем списке на более высоких позициях.

     Еще один прием управления ранжированием связан с уточняющим словом. Это такое слово, которое не обязательно должно содержаться в отбираемых документах, но если оно там есть, то этот документ получает преимущество при ранжировании. Уточняющее слово вводится после знаков <_. Например, при поиске по ключевым словам Гор Буш<_младший выборы получат преимущество Web-страницы, в которых речь идет не просто о Джордже Буше, а о Джордже Буше-младшем.

             Специальный поиск

     Особняком стоят приемы поиска информации, содержащейся в специальных полях заголовков Web-страниц (каждая Web-страница имеет служебные поля в своем заголовке) или поиск специальных элементов, входящих в Web-страницы, например гиперссылок. В системе Яндекс команды специального поиска в полях заголовка начинаются

    с символа $, а команды поиска отдельных элементов Web-страниц - со знака #. Все средства специального поиска работают заметно медленнее по сравнению с обычными.[6]

     Команда

    Описание

    Пример

    Пояснение

    $title (выражение)

     

    Поиск ключевых слов, указанных в выражении, выполняется только в заголовках Web-страниц


    $title (Космос)


    Разыскиваются только Web-страницы, в заголовках которых имеется слово Космос (рис. 7.10)


    $anchor


    Поиск ключевых слов, указанных в выражении, выполняется только в якорях внутренних ссылок Web-страниц


    $anchor (вступление)


    Внутренние (выражение)

    гиперссылки (ссылки внутри документа) используют для создания внутренней структуры документа (аналог содержания). Эта команда разыщет Web-страницы, в которых имеется якорь “Вступление”


    #keywords = (выражение)

     

    Поиск среди ключевых слов, заданных автором Web-страницы


    #keywords - (новости)


    Автор Web-страницы может сам задать ключевые слова, описывающие его материал. При просмотре в броузере мы их не видим, но они учитываются поисковыми системами при индексации


    #abstract = (выражение)


    Поиск в аннотации Web-страницы



    #abstract = (Буш | Гор)



    Автор WеЬ-страницы может дать ей краткую аннотацию, которая на экране не отображается, но учитывается поисковыми системами при индексации и представлении


    #image = "имя 'файла"


    Поиск файлов иллюстраций по их имени


    #image -"Bush.*"



    Если заранее неизвестно, какое расширение может иметь имя файла, применяют подстановочный символ “*”, который замещает любое количество произвольных символов


    #hint -(выражение)

     

    Поиск слов в альтернативном тексте иллюстраций


    #hint =

    (Буш | Гор)


    Автор может связать с иллюстрацией текст, называемый альтернативным. Он воспроизводится, если графика в броузере отключена или при наведении указателя мыши на рисунок.Считайте его подрисуночной подписью


    #url = "URL-адрес"

     

    Поиск сайта или Web-страницы


    #uri.= "www.anysite.ru"


    Обычно используется для локализации поиска. Например,чтобы ограничить круг поиска одним сайтом или, наоборот, исключить его из области поиска


    #link -адрес"

     

    Поиск Web-страниц, содержащих гиперссылки на заданный URL-адрес сайта или Web-страницы

    #url =

    "www.mysite.ru"

    Обычно используется "URL-для выявления Web-страниц, на которых имеются гиперссылки, ведущие к собственной странице







    Заключение

    Мне удалось полностью раскрыть поставленные вопросы и разобрался в данной теме(как осуществить эффективный поиск в Интернете?). Я убедился на своем опыте, что в наш век высоких технологий эффективный поиск информации не разрешим и остался одной из главнейших проблем. Это я могу объяснить следующим.

    Во-первых,  это не совершенство самих поисковых машин, ставящих под сомнение вообще какой либо поиск.

    Поисковым машинам не хватает упорядоченности, структуры, структурности, структуризации, а также системы, систематизации, систематизированности, роботы большинства поисковых машин приносят огромное число бесполезных гиперссылок,  

             Во-вторых, неопытность пользователей т.к. искать и находить нужное в ворохе текстов в Интернете - умение не только поисковой системы, но и пользователя, задающего вопрос.

             В-третих, алчность пограмистов, и рекламных агенств их нанимающих, желающих чтобы их сайты запрашивались как можно чаще. Эти "алчные" програмисты обманывают роботов и выдают в Интернет сайт в котором якобы есть нужная для пользователя информация, а там рекламные буклеты или автоматическая гиперссылка запрашивающая рекламный сайт или еще хуже платный сайт. Хотя специалисты обслуживающие поисковые машины и борются с таким явлением, оно все равно с каждым днем приобретает все масштабные размеры.

             На сегодня, Интернетом используются как справочником 23% пользователей, инструментом исследования 15%, развлечением 14%, и только как источником новостей 12%.[6]

    Не мнение оптимистично звучит что 10% пользователей всегда, а 73% часто удается найти нужную информацию.[3]

             На такой вопрос какая поисковая машина лучшая и какой я предпочту пользоваться, отвечу таким образом: пользоваться надо той машиной какой удобнее, и мне удобнее пользоваться Яндексом.

             Интернет облегчил поиск, и потребовал специфических знаний о поиске, на сегодня он не всегда эффективен, мы находимся только на заре его развития. И поэтому не стоит забывать о старом не менее эффективном поиске информации это книги и библиотеки, этот источник информации оправдывал себя со времен "Александрийской библиотеки",  а Интернет только в скором будущем будет более эффективен и станет почти незаменим. 






    Список использованной литературы


    1.Андрей Аликберов "Несколько слов о том, как работают роботы поисковых машин".

    #"#">Используется язык поисковой машины Яndex

    Используется язык поисковой машины Апорт

    Используется язык поисковой машины Яndex

    Используется язык поисковой машины Rambler

    Нет

    Нет

    Поиск по фразе

    " "

    " "

    Префиксы

    +, -

    +, -

    Итеративный поиск (в результатах)

    Есть поиск внутри категории

    После входа щелкните More…

    замена части слова

    *

    * (не всегда корректно)

     


    Таблица-2 [6]

    Сводная таблица по ведущим поисковым машинам


    Яндекс

    Rambler

    Апорт!

    AltaVista

    Google

    Зона поиска, объем базы данных

    Русская часть Интернета. Поиск по страницам сайтов из раздела каталога, по регионам. Специальный поиск по новостям, товарам, картинкам.

    Русская часть Интернета.

    Русская часть Интернета. Специализи-рованный поиск по новостям, товарам, картинкам, MP3

    Специализи-рованный поиск по новостям, товарам, развлечениям, аудио (MP3) и видео.

    Специализи-рованный поиск по университе-там США, Apple, Linux, BSD

    Объем базы на начало 2001 года

    Более 31 миллионов документов

    Более 12 миллионов документов

    Более 14 миллионов документов

    Более 250 миллионов документов

    1,25 миллиарда страниц

    Тип индексации

    полнотекстовая индексация

    полнотекстовая индексация

    полнотекстовая индексация и индексация по ссылкам

    полнотекстовая индексация

    полнотекстовая индексация и индексация по ссылкам

    Наличие дополнительных сервисов

    Система объединяет поисковую машину и каталог, а также ряд дополнительных проектов (Закладки.Ру, Народ.Ру, система интеллектуального выбора товаров, CY и пр.).

    Система объединяет поисковую машину и рейтинг-классификатор Top100

    Система объединяет поисковую машину, каталог и дополнительные сервисы (интернет-покупки и др.)

    Система объединяет поисковую машину, каталог и ряд дополнительных сервисов (хостинг, регистрация доменного имени, перевод и др.)

    Система объединяет поисковую машину и каталог, содержащий 15 разделов и 1,5 миллиона Web-страниц.

    Синтаксис языка поиска

    логическое И

    пробел или & (в пределах предложения)&&(в пределах документа)

    AND, &, пробел между словами по умолчанию

    И, AND, &,+, пробел между словами по умолчанию

    AND, & (только при сложном поиске)

    по умолчанию для всех слов поиска

    логическое ИЛИ

    |

    OR, |

    ИЛИ, OR, |

    OR (по умолчанию при простом поиске), | (только при сложном поиске)

    OR

    бинарный оператор И-НЕ

    ~ (в пределах предложения)

    ~ ~ (в пределах документа)

    не используется

    заменяется префиксным оператором "-" (AND - пробел по умолчанию)

    AND NOT, ! (только при сложном поиске)

    заменяется префиксным оператором "-"

    префиксы обязательных (+) и запрещенных (-) слов

    +, -

    не используются

    +, -

    +, - (только при простом поиске)

    +, -

    группирование слов

    ( )

    ( )

    ( )

    ( )

    не используется

    расстояние между ключевыми словами при поиске

    /(n m) - в словах, &&/(n m) - в предложениях (- назад, + вперед)

    при расширенном поиске - выдача документов только с минимальным расстоянием между словами

    сл2(...), с2(...), w2(...), [2,...] (- назад, + вперед)

    NEAR (в пределах10 слов, только при сложном поиске)

    не используется

    поиск фразы

    " "

    нет

    " ", ' '

    " "

    " ", ' ', -..-

    символы замены части слова

    нет

    *, ? (замена любого символа)

    * (только в конце слова)

    *

    нет

    ограничение по языку документа

    выбор: любой, кириллица, латиница

    выбор: любой, русский, английский

    выбор: русский, английский

    выбор из 25 языков

    выбор из 25 языков

    морфология

    все склонения и спряжения по умолчанию, ! (поиск точной словоформы)

    # (все формы слов), @ (однокоренные слова)

    ! (указание нормальной формы)

    нет

    нет

    поиск по датам

    есть

    есть

    есть

    есть

    нет

    ограничение поиска по полям

    Поиск в заголовках, ссылках, мета-тэгах, файлах и подписях картинок, в текстах ссылок, в названиях скриптов, объектов и апплетов. Поиск похожих документов. Сужение поиска на выбранные сайты.

    Поиск в заголовках, адресах, названиях документов (только при расширенном поиске). Поиск похожих документов.

    Поиск в заголовках, ссылках, мета-тэгах, файлах и подписях картинок, в адресах, в текстах ссылок. Сужение поиска на выбранные сайты.

    Поиск в заголовках, ссылках, мета-тэгах, файлах и подписях картинок, в адресах, в текстах ссылок, в названиях скриптов, объектов и апплетов

    Поиск в ссылках и Поиск похожих документов. Сужение поиска на выбранные сайты.

    Возможности расширенной формы, качество помощи

    настройка расширенной формы

    настройка словарного фильтра , настройки по дате, по сайту, ссылке, изображению, специальному объекту

    по документу, дате, режимам AND, OR, расстоянию между словами, усечению слова

    по документу, заголовку, изображению дате, 5 разделам (сайты, МР3, картинки, товары, новости)

    по булевскому вопроснику, дате, по сайту, ссылке, изображению, тексту и пр.

    ограничения по сайту, языку, ссылкам

    настройка вывода результатов

    задание числа результатов на странице, всех элементов формы вывода

    задание числа результатов на странице, формы вывода

    задание формы выдачи

    задание числа результатов на странице, всех элементов формы вывода

    задание числа результатов на странице, всех элементов формы вывода

    ранжирование результатов поиска

    сортировка по релевантности или дате

    сортировка по релевантности или дате

    по популярности сайта

    по терминам, указанным в SORT

    по цитируемости (ссылок на страницу с других страниц)

    итеративный поиск (в результатах поиска)

    Да. Выполняется с помощью установки флажка

    Да. Выполняется с помощью переключателя области поиска

    Да.

     Выполняется с помощью установки флажка

    Да.

    Выполняется с помощью

    SORT BY

    нет

    качество раздела помощи

    имеется детальное описание языка запросов, таблица синтаксиса и раздел по поиску в категориях

    краткий раздел HELP

    подробный справочник по языку запросов, есть много русских синонимов для основных операторов

    самый большой из рассмотренных в этой таблице учебник on-line по языку запросов

    очень ограниченный раздел HELP

    семейный фильтр

    есть

    нет

    нет

    есть

    нет

                      

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Поиск информации в сети Интернет ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.