Профессиональное
образование как фактор развития общей культуры
«Профессиональное
образование (специальное образование) процесс и результат овладения уровнем
знаний и навыков деятельности по конкретной профессии и специальности» (377).
Приведенное
определение не затрагивает, на наш взгляд, личностный аспект профессионального
образования.
Более
конкретное, с этой точки зрения, определение мы нашли у С.Я. Батышева.
Профессиональное
образование - это процесс и результат профессионального становления и развития
личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, навыками и
умениями по конкретным профессиям и специальностям, т.е. овладение
определенными видами профессиональной деятельности (32).
В
этом случае профессиональное образование рассматривают как:
- условие
производственной деятельности;
- фактор
социального развития, творческих способностей, условие успешного профессионального
становления;
- фактор
самосознания личности.
Э.Ф.
Зеер дал очень лаконичное определение этому термину: «Профессиональное образование
имеет четкую функциональную направленность - подготовить личность к профессиональному
труду» (141, с. 13).
Мы
согласны с Э.Ф. Зеером, что личность надо готовить, но, на наш взгляд, не
к профессиональному труду, а к профессиональной деятельности. Так как считаем,
что понятие «деятельность» более комплексное, а труд (как физический, так и
умственный) является основным видом деятельности.
В
эпоху научно-технического прогресса философы, экономисты, педагоги, психологи
разрабатывают стратегии развития общего и профессионального образования.
Обратившись
к работам Б.С. Гершунского (92, 93), В.Г. Кинелева (167), А.М. Новикова (298,
299) и других, мы выделили основные тенденции развития профессионального
образования, такие как:
- подчинение
образования человека общественным интересам, социальному и научно-техническому
прогрессу привело к утверждению в образовании технократизма;
- развитие
рыночной экономики привело к утверждению экономической свободы;
- для
рыночной экономики характерна саморегуляция образовательной среды.
Мы
согласны с точкой зрения Э.Ф. Зеера: «Для того, чтобы профессиональное образование
стало «конвертируемым», обеспечивая социально-профес-сиональную мобильность,
нужно сместить акценты с профессиональной компетентности на профессионализм,
который помимо широкого круга профессиональных знаний подразумевает также профессионально-значимые
качества» (141, с. 38).
Говорить
о переходе в профессиональном образовании с профессиональной компетенции на
профессионализм необходимо с учетом его основных принципов.
Отметим
эти основные принципы профессионального образования:
- системно-образующим
фактором проектирования образования становится развитие будущего специалиста;
- целью
образования провозглашается становление действенной компетенции (социальной,
интеллектуальной, нравственной) специалиста как личности, способной к самоопределению,
самообразованию, саморегуляции, самоактуализации;
- дифференциация
содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета
индивидуально-психологических особенностей личностей;
- обеспечивается
преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование;
- адекватность
уровней образования и культура обеспечивается личностно-ориентированным
характером содержания и технологиями обучения (141, с. 5).
Из
перечисленных принципов следует, что профессиональное образование должно быть
ориентировано на становление социально- и профессионально-активной личности,
обладающей высокой компетентностью, социально- и профессионально-важными качествами,
быть профессионально-мобильной. Также помимо технологической подготовки специалиста
существенным компонентом профессионального образования должно быть формирование
таких качеств личности, как:
- самостоятельность;
- способность
принимать ответственные решения;
- творческий
подход к любому делу;
- готовность
и умение постоянно учиться;
- коммуникабельность;
- способность
и готовность к сотрудничеству;
- социальная
и профессиональная ответственность.
Перечисленные
выше качества будущего специалиста вытекают из образовательных стандартов,
социального заказа и требований производства
Реализация
такого профессионального образования как процесса возможна при внедрении в
практику личностно-ориентированного образования.
Л.Н.
Митина утверждает, что «профессиональное развитие неотделимо от личностного - в
основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность
личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического
преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности -
творческой самореализации» (280).
Мы
согласны с утверждением Л.Н. Митиной. Более того, из него следует, что профессиональное
образование тесно связано с развитием мышления (в частности, математического),
что позволяет личности творчески самореализоваться.
На
основе вышеизложенного, выделим три основные стадии психолого-педагогической
перестройки личности в процессе профессионального образования: самоопределение,
самовыражение, самореализация.
Личностно-ориентированное
образование имеет, как и любое образование, свои тенденции развития.
Каждый
уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного
образования.
Для
того чтобы стать всесторонне развитым, конкурентоспособным в современных
меняющихся социально-экономических условиях специалистом, обучающийся должен в
полной мере овладеть теми профессионально значимыми знаниями, умениями и
навыками, которые присущи каждой ступени непрерывного профессионального
образования.
Это
будет возможно лишь в том случае, если смогут быть созданы некоторые условия
для получения непрерывного образования и, что немаловажно, все они будут выполняться
совместно:
- корректировка
и отработка учебных планов и программ;
- обеспечение
профессиональной направленности изучаемой дисциплины;
- взаимопроникновение
дисциплин общеобразовательного и специального циклов (межпредметный характер
обучения);
- составление
логически обоснованной внутренней структуры изучаемой дисциплины.
В
образовании широко внедряются информационные технологии. С их помощью возможности
получения информации значительно расширяются. Наряду с этим, упрощается
контроль за полученными знаниями и их корректировкой.
В
Российском образовательном пространстве отмечается тенденция перехода от регламентированной
организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному
обучению.
Постоянно
изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества
(141).
В
рамках своего исследования мы придерживаемся личностно-ориентированного
профессионального образования, так как это образование, в процессе которого
организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени
ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей
профессиональной деятельности. Личностно-ориентированное профессиональное
образование связано как с учебно-профессиональной деятельностью, так и с
личностью специалиста.
Анализируя
работы Э.Ф. Зеера, Ф.Н. Клюева, А.Я. Найна, О.Н. Шахматовой, можно выделить
следующие принципы личностно-ориентированного профессионального образования,
при которых:
- признается
приоритет индивидуальности, самооценки обучаемого;
- технологии
профессионального образования во всех его ступенях соотносятся с закономерностями
профессионального становления личности;
- содержание
профессионального образования определяется уровнем развития современных
социальных, информационных, производственных технологий и конкретно будущей
профессиональной деятельности;
- профессиональное
образование имеет опережающий характер (оно должно учитывать потребности
общества, как настоящего, так и будущего);
- действенность
профессионального образовательного процесса определяется организацией
учебно-пространственной среды;
- личностно-ориентированное
профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту
обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.
Рассматривая
профессиональное образование, нельзя обойти вниманием профессиональную
подготовку будущего специалиста, так как профессиональная подготовка отражает
процесс, результат и качество профессионального образования будущего
специалиста и выступает как ценностная ориентация личности на профессию. В
психолого-педагогическом словаре находим, что «профессиональная подготовка
имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для
выполнения определенной работы, группы работ, и не подразумевает повышение
общеобразовательного уровня обучающихся» (342).
Для
своего исследования примем определение, дающее более полное представление о
понятии «профессиональная подготовка», данное С.Я. Батышевым: «Профессиональная
подготовка в широком смысле слова - организация обучения профессиональных
кадров через различные формы получения профессионального образования. В узком
смысле слова - это ускоренная форма приобретения профессиональных навыков и
умений» (32).
В
целом, под профессиональной подготовкой будем понимать совокупность специальных
знаний, навыков и умений, позволяющих выполнить работу в определенной области
деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня
профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования:
высшего, средне-специального, профессионально-технического и элементарного.
В
рамках нашего исследования мы рассматриваем высшее профессиональное образование.
Оно является уровнем системы профессионального образования, обеспечивающим
подготовку специалистов высшего звена с использованием соответствующих педагогических
технологий.
Педагогические
технологии, которые можно применить в процессе профессиональной подготовки,
показаны в табл. 2.1, составленной Р.Х. Шакуровым.
Таблица 2.1.
Обобщение
технологий профессионального образования (по Р.Х. Шакурову)
Название
|
Цель
|
Сущность
|
Механизм
|
Проблемное обучение
|
Развитие познавательной активности, творческой
самостоятельности обучающихся
|
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед
обучающимися познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают
знания
|
Поисковые методы: постановка познавательных задач.
|
Концентрированное обучение
|
Создание макс. близкой к естественным психологическим
особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса.
|
Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий
в блоки.
|
Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности
обучающихся.
|
Модульное обучение
|
Обеспечение гибкости учебного процесса, приспособление
его к индивидуальным потребностям личности уровню его базовой подготовки
|
Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной
учебной программой.
|
Проблемный подход, индивидуальный темп обучения.
|
Развивающее обучение
|
Развитие личности и ее способностей
|
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности
человека и их реализацию.
|
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.
|
Дифференцированное обучение
|
Создание оптимальных условий для выявления задатков,
развития интересов и способностей.
|
Усвоение программного материала на различных планируемых
уровнях, но не ниже обязательного (стандарта)
|
Методы индивидуального обучения.
|
Активное обучение
|
Организация активности обучаемых.
|
Моделирование предметного и социального содержания
будущей профессиональной деятельности.
|
Методы активного обучения
|
Игровое обучение
|
Обеспечение личностно-деятельностного характера
усвоения знаний, навыков, умений.
|
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная
на поиск, обработку, усвоение учебной информации.
|
Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
|
Анализируя
работу В.И. Жернова, мы пришли к следующему выводу: основное внимание в
профессиональной подготовке студентов необходимо уделять развитию личности.
Исследования
социологов, социальных психологов, педагогов и психологов говорят о том, что в
структуре личности имеется интегративный компонент, выполняющий ведущую
функцию. Это направленность личности. Направленность личности - это целеустремленность
человека в своих действиях, планах, помыслах. Направленность проявляется в
интересах, мотивах, потребностях, идеалах, установках, ценностных ориентациях,
позициях, убеждениях и т.д. (132, с. 3).
Направленность
личности, на наш взгляд, можно рассматривать как личностную парадигму
профессионального образования. В личностной парадигме системообразующим
фактором подходов к обучению выступает уникальная и неповторимая личность обучающихся,
а также требования (принципы) личностно-ориентированного профессионального
образования (144).
В
логике личностно-ориентированных образовательных технологий представляется
целесообразным осуществить решительный поворот от валовых форм обучения к его индивидуализации.
Необходимо переходить на индивидуальные учебные планы и индивидуальные
программы профессиональной подготовки, в которых выделяются важнейшие личностные
блоки (мировоззренческий, профессионально-ценностный, образовательный, операционный).
Такие планы-программы позволят перейти на гибкие модели организации учебного процесса,
который приобретает для студентов личностно-значимый характер, становится более
мотивированным, носит во многом коррекционный характер. Обучаясь в коллективном
учебном потоке, студент все-таки действует на основе индивидуальной программы,
составленной с учетом его личностных качеств. В результате осуществляется более
избирательное адекватное влияние образовательного процесса на личность в целом,
создаются благоприятные предпосылки для профессионального самовоспитания студентов.
К
числу базовых технологий профессиональной подготовки студентов относится
технология контекстного обучения. Сущностной характеристикой такого обучения
является последовательное моделирование всей системы форм, методов и средств
обучения, предметного и социального содержания усваиваемой студентами
профессиональной деятельности с помощью трех типов взаимосвязанных моделей:
семиотической, имитационной и социальной. В своей совокупности они представляют
собой динамическую модель перехода студентов от учебной к профессиональной деятельности.
Правильно
организованное на каждом из своих этапов профессиональное образование выступает
одним из основных факторов развития общей культуры будущего специалиста.
«Культура
- деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также
включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты … Конкретная культура
представляется определенным соотношением форм воспроизводства и обновления
социального бытия. В этом смысле можно говорить о том, что основной вопрос культуры
- это вопрос о соотношении воспроизводства и трансформации, обновления человеческого
бытия» (417, с. 229).
Личностный
аспект культуры будущего специалиста связан с индивидуальными нормами поведения
и отношений, формирующихся на основе общения, нравственных идеалов, образцов
взаимодействия людей.
Носителем
культуры является личность, а сама культура выступает как движущая сила
развития общества.
К
структуре культуры личности А.И. Ракитов относит ядро культуры и защитный пояс
(348, с. 23).
Ядро
культуры состоит из норм, правил, стандартов, систем, ценностей данного этапа
развития общества и личности. В нашем исследовании - соответствующего этапа профессионального
становления личности. Содержание ядра культуры связано с конкретными
социокультурными условиями. Ядро реализуется в процессе деятельности, в нашем
исследовании - в процессе обучения, общения, социокультурной деятельности.
Основываясь
на вышеизложенном, мы пришли к выводу, что культура будущего специалиста включает
в себя следующие составляющие:
а)
осмысление и усвоение знаний и умений, понятий, теорий, знаков, терминов;
б)
учет тенденций развития социокультурного пространства; развитие рефлексивной
культуры личности; роль личности в обогащении социокультурного пространства;
в)
участие личности в культурной коммуникативной деятельности; приобщение личности
к различным источникам культурной информации;
г)
организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования
установок на творческое отношение к учебно-познавательной деятельности, на развитие
рефлексивной культуры личности, на перевод обучения в самообучение.
Культура
будущего специалиста обладает также определенными функциями, такими как:
- познавательно-эвристическая
- связанная с овладением инструментальными ценностями, с эвристическим подходом
к познавательной деятельности;
- информационная
- связанная с передачей информации, знаний, умений, которая осуществляется
посредством сложных знаковых систем символов, формул;
- регулятивная
- выступающая как система общественных норм и ценностей, позволяющая регулировать
отношения и поведение людей.
Так
как личностно-ориентированное образование связано не только с
учебно-познавательной деятельностью, но и с личностью специалиста, в своем
исследовании воспользуемся схемой, предложенной Э.Ф. Зеером (рис. 2.1), которая
описывает не только личностные качества специалиста, но и влияние
учебно-профессиональной деятельности на их развитие.
Рисунок 2.1. Личностно-ориентированное содержание
профессионального образования (по Э.Ф. Зееру)
В
процессе учебно-познавательной деятельности будущего специалиста происходит формирование
следующих ключевых квалификаций:
- абстрактное
теоретическое мышление;
- способность
к планированию сложных технологических процессов;
- креативность;
- прогностические
способности;
- способность
к самостоятельному принятию решений;
- коммуникативные
способности.
Эти
квалификации обеспечивают эффективное развитие общей культуры будущего
специалиста при получении им профессионального образования.
В
свою очередь организация учебного процесса в техническом вузе имеет свою специфику.
Вместе с этим, своя специфика имеется и у общей культуры будущего специалиста,
обучаемого в учебном заведении данного вида. И с учетом того, что исследование
происходит в рамках профессионально-направленного математического образования,
их отличают следующие черты:
- наличие
мотивационной установки на овладение профессией;
- конкретная
целеустремленность в учебно-познавательной и математической деятельности;
- связь
интересов и потребностей будущего специалиста в овладении профессиональными
знаниями, умениями, навыками в процессе практической математической деятельности.
Необходимо
помнить о том, что в учебный процесс вузов (по сравнению с другими ступенями
профессионального образования) включаются иные факторы и иной понятийный
аппарат, что ведет, в свою очередь, к изменению структуры обучения и общей
культуры будущего специалиста. Эти особенности нами показаны в табл. 2.2.
В
связи с этим происходит изменение профессионального образования в условиях
личностного и социального развития, т.к. цель и смысл жизни человека (будущего
специалиста) должны быть связаны с развитием и реализацией его социальных сил в
интересах как самой личности, так и всего общества.
Таблица 2.2
Факторы и понятия учебной деятельности
№
|
Факторы
|
Понятия
|
1
|
Общеобразовательная подготовка
|
Общеобразовательные знания, умения, навыки;
внутрипредметные связи;
межпредметные связи;
профессиональная направленность учебной деятельности.
|
2
|
Профессионально-теоретическая подготовка
|
Профессиональные знания, умения, навыки, базирующиеся
на общеобразовательной подготовке.
|
3
|
Производственная практика (профессионально-практическая
подготовка)
|
Начальная профессиональная деятельность;
профессионально-творческая подготовка.
|
В
итоге в ходе анализа профессионального образования и его влияния на развитие
общей культуры будущего специалиста мы можем выделить:
1. Основные тенденции развития профессионального
образования:
- развитие
рыночной экономики привело к утверждению экономической свободы;
- подчинение
образования человека общественным интересам, социальному и научно-техническому
прогрессу привело к утверждению в образовании технократизма;
2. Основные
принципы профессионально-направленного математического образования, включающие
в себя:
- системно-образующим
фактором проектирования образования становится развитие будущего специалиста;
- целью
образования провозглашается становление действенной компетенции (социальной,
интеллектуальной, нравственной) специалиста как личности, способной к самоопределению,
самообразованию, саморегуляции, самоактуализации;
- дифференциация
содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета
индивидуально-психологических особенностей будущих специалистов;
- обеспечивается
преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование;
- адекватность
уровней образования и культура обеспечивается личностно-ориентированным характером
содержания и технологиями обучения.
3. Компоненты
культуры будущего специалиста:
- осмысление
и усвоение знаний и умений, выраженных в символах и терминах, отражающих
объективные понятия и теории; рефлексивный подход к личному поведению;
- учет
тенденций развития социокультурного пространства; развитие рефлексивной
культуры личности; роль личности в обогащении социокультурного пространства;
- участие
будущего специалиста в культурной коммуникативной деятельности; приобщение
будущего специалиста к различным источникам культурной информации;
- организацию
социокультурного образовательного процесса на основе формирования установок на
творческое отношение к учебно-познавательной деятельности, на развитие
рефлексивной культуры будущего специалиста, на перевод обучения в самообучение.
4.
Функции культуры будущего специалиста:
-
познавательно-эвристическую - связанную с овладением инструментальными ценностями,
с эвристическим подходом к познавательной деятельности;
- информационную
- связанную с передачей информации, знаний, умений, которая осуществляется
посредством сложных знаковых систем (символов, формул), преобразований;
- регулятивную
- выступающую как система общественных норм и ценностей, позволяющая регулировать
отношения и поведение людей.