Добавить в избранное
  • Москва: (495) 987-41-36
  • Петербург: (812) 448-53-35
  • Волгоград: (8442) 98-61-61
  • Регионы: (917) 330-29-59
Заказ диплома на Росдипломе. Дипломные работы с гарантией качества!
Наша репутация — это наша история!

Помогаем с разработкой ВУЗовских учебных работ любого уровня сложности, Дипломные и выпускные, курсовые работы, рефераты и контрольные. Решим непосильные задания и напишем отчеты по практике. Все что нужно занятому студенту.

 

Тема: Гражданское воспитание в начальной школе

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1.Гражданское воспитание в системе образования российской  школы. 6

1.1 Разработка вопросов гражданского воспитания. 6

1.2 Гражданское воспитание в системе школьного образования. 11

1.2.1 Цели и задачи гражданского воспитания. 11

1.2.2 Содержание гражданского воспитания. 14

1.2.3.Методы и формы гражданского воспитания. 16

Глава 2 Правовое воспитание в начальной школе. 19

2.1 Цели и задачи правового воспитания в начальной школе. 19

2.2 Интегрированные курсы правового воспитания и образования в начальной школе  21

Глава 3. Изучение и повышение уровня правовой грамотности учащихся 4 класса МОУ № 31. 39

Заключение. 41

Библиография. 43

Приложение 1. 46

Приложение 2. 47

Приложение 3. 51

Приложение 4. 53









Введение


  Воспитание наряду с обучением является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и  воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально- ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служит единой цели: целостному развитию личности школьника.

Гражданское воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач современной школы. Это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль гражданских начал.

Роль образования и воспитания учащихся на современном этапе развития России определяется ее задачами перехода к демократическому правовому государству.

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебно – воспитательного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Усиление воспитывающей функции учебных дисциплин согласуется со стратегией модернизации школьного образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.

Одной из важнейших социально политических задач является формирование гражданского общества. Процесс этот тесно связан с формированием правовой системы в стране, демократическим  обновлением законодательства как правовой основы деятельности гражданского сообщества.[11]

Условием успешности осуществляемой правовой реформы  является формирование гражданского самосознания, конструктивных способов  гражданско – правового взаимодействия человека с государством. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством развитой ответственности за судьбу страны.

Актуальность темы выпускной  квалификационной работы определяется следующими факторами:

·   социальный заказ общества, т.е. необходимо воспитать граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности;

·   нарастание негативных явлений: бездуховности, вандализма, социальной незащищенности граждан, пропаганды насилия в средствах массовой информации;

·   общая направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.

Это отражается в ряде документов:

- Конституция РФ;

- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (от 29 декабря 2001 года № 1756).

- «Программа развития воспитания в системе образования в России».

        -«Программа гражданского образования и изучения Конституции Российской Федерации» (от 6 февраля 1995 № 151/11);

         -«Программа повышения  правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса» (от 7 марта 1995 № 385/11);

           -«Программа гражданско-правового образования учащихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (от 19 марта 1996 № 391/11).

Изучение этой проблемы поможет мне в реализации гражданского воспитания в начальной школе.

Цель выпускной  квалификационной работы: определить место гражданского воспитания в системе начальной школы.

Из этого следуют  задачи выпускной  квалификационной работы:

1. Изучить педагогическую литературу, раскрывающую проблему гражданского воспитания;

2. Определить цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания в начальной школе;

3. Выявить цели и задачи правового воспитания как одного из разделов гражданского воспитания в начальной школе;

4. Обобщить опыт работы учителей начальной   школы по правовому воспитанию.

5. Выявить и повысить уровень представлений и понятий учащихся в сфере правового воспитанности.

Объект исследования: учебно - воспитательный процесс младших школьников.

Предмет  исследования: гражданское воспитание младших школьников.

Гипотеза:  если учитель будет реализовывать систему гражданского воспитания в школе, то это повлияет на формирование личности, у которой сформируется своя позиция гражданина РФ.

Методы исследования: изучение и анализ теоретических работ по гражданскому воспитанию; изучение уровня гражданского воспитания младших школьников; проведение урочных и внеурочных форм гражданского воспитания



Глава 1.Гражданское воспитание в системе образования
российской  школы.

1.1 Разработка вопросов гражданского воспитания

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В античной философии оно связано с именами Платона, Аристотеля, Сократа.

Рассмотрим подробнее цели и задачи гражданского воспитания в Древней Греции.

Воспитание в Лаконии – Спарте осуществляло государство, оно ставило задачу готовить из детей спартиатов-воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных руководителей  с молодежью, в которой они рассказывали о стойкости и мужественности предков в борьбе с врагами Отечества, о героях. [15]

Сократ (469 – 399 до н.э.) – философ – идеалист. Он считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.) – ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существовали нераздельно. По Аристотелю, существовало 3 вида души, которым соответствуют 3 стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.

Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души – разумной и волевой. Природа тесно связала 3 вида души, и в воспитании люди  должны следовать за природой, тесно связывать физическое, нравственное и умственное воспитание.

В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум – таковы  три источника нравственного воспитания. [15]

Ян Амос Коменский (1592 – 1670 г.г.)  разрабатывал проблемы воспитания и образования. По его мнению, имеются три задачи воспитания:

1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);

2) управление собой (нравственное воспитание);

3) стремление к Богу (религиозное воспитание).

Я.А.Коменский оценивал роль воспитания очень высоко, так как «человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве».[20]

Следуя Платону, Сократу, Аристотелю, «кардинальными» добродетелями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Мужество – это добродетель, включающая такие черты, как самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда того требует время и обстоятельства, выполнение долга и др.

Г.Кершенштейнер (1854- 1932) – немецкий педагог. Он выступил с идеей «гражданского воспитания» и «трудовой школы». По его мнению, школа «должна быть полностью поставлена на службу Германии».

Это воспитание должно научить детей безусловному повиновению государству. «Необходимо применять политическое воспитание, внушающее учащимся понимание задач государства, сознание вытекающего отсюда гражданского долга и любовь к Отечеству». Под этим он понимал повиновенческое воспитание детей. [21]

Оригинальным русским педагогическим сочинением ХII в. является  «Поучения Князя Владимира Мономаха  детям». Умный государственный деятель давал детям советы, как жить, призывал их любить Родину, защищать ее от врагов, быть гуманным, отзывчивым к людям.

Позже в российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева (1749 – 1802 г.г.), В.Г.Белинского (1811-1848), Н.Г.Чернышевского (1828-1889),  Н.А.Добролюбова (1836 – 1861), А.И.Герцена (1812-1870), и др.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) -  гениальный критик, обладал неиссякаемой страстной любовью к Родине, русскому народу, непоколебимо верил в лучшее будущее России. Любовь к стране сочеталась у него с глубоким уважением  к другим народам. «Общее, - писал он, - проявляется только в частном. Кто не принадлежит  своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству». 

Он разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания, заклеймив всякое проявление национализма. «Да будет проклята вся народность, исключающая из себя человечность».  Он считал человечество дружной семьей народов, стремящейся к прогрессу, к лучшему общественному строю. В.Г.Белинский говорил: «Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, а человека, который мог впоследствии быть и тем, и другим, не переставая быть человеком». [20, с. 97]

Из разработанной им теории народности литературы В.Г.Белинский сделал выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к Родине. «Нужно сделать русский язык и отечественную литературу важнейшим предметом обучения». В творчестве А.С.Пушкина (1799-1837), А.И.Крылова (1769 - 1844), Н.В.Гоголя (1809 - 1852) и других великих писателей России В.Г.Белинский видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма.

В основе педагогической системы великого русского педагога К.Д.Ушинского (1824 – 1870) лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божее на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал К.Д.Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857) .[21, с.112]

 Там же он дал анализ воспитания в духе народности с характеристиками тех черт, которые исторически сложились у разных народов.

К.Д.Ушинский подчеркивает, что одна из характерных черт воспитания русского народа – «развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине», т.к. лучшим выражением народности,  по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен родной язык; обучение в начальной школе должно также хорошо знакомить с русской историей, географией, природой России.

К.Д.Ушинский указывал, что «русский народ проявлял и проявляет большую любовь к Родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 г.г» [21, с.114].Однако это чувство, «пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», вспыхивает у людей лишь порывами, когда Родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданином своего общественного долга.

Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед Родиной, приучить их ставить общие интересы выше своих.

К.Д.Ушинский считал, что «человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно,  гармонически развит»,  поэтому он определяет воспитание как «целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности».

Среди различных сторон воспитания главное место должно отводиться воспитанию нравственности. Он писал: «…мы смело высказываем убеждение, что нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума в общем, наполнение «головы» познаниями». [35]

Нравственное воспитание, по мнению, К.Д.Ушинского, должно формировать в ребенке гуманность, честность и правдивость, чувство ответственности и собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной любви к Родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой К.Д.Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической  системой – народностью. Любовь к Родине – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного в дурном человеке остается последним.

Советская педагогика рассматривала вопросы воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности Павлышской школы по гражданскому воспитанию.[31]

Особое место в этой работе уделяется формированию гражданской позиции  ребенка, влиянию школы, семьи, общественных организаций на воспитание гражданственности.

Таким образом, воспитание гражданина уходит своими корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Оно актуально и в наше время.


1.2 Гражданское воспитание в системе школьного образования

1.2.1 Цели и задачи гражданского воспитания

Цель воспитания - это то, к чему оно стремится. Цель – это будущее, на достижение которого направляются главные усилия. Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, гражданскому, правовому, физическому и др. развитию личности, всемерно раскрывать его творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Цель воспитания как система распадается на составные части – общие и конкретные задачи. [11с. 35]

Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания включает следующие большие задачи:

1. умственное (интеллектуальное) воспитание;

2. физическое;

3. трудовое;

4. нравственное;

5. эстетическое.

Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач и  экономического, экологического, гражданского и др. воспитания.

Выделенные задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики.

Охарактеризуем цели и  задачи гражданского воспитания. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе личную свободу и уважение государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление  патриотических чувств. Н.И.Дереклеева подчеркивает, что «целью деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин» является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регулятора поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством». [12, с. 38]

«Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно – политической жизни школы, местных сообществ».[30, с.13]

Таким образом, гражданское воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является правовое и нравственное воспитание.

Из целей гражданского воспитания следуют его задачи:

·   воспитание нравственного сознания, прочных  нравственных убеждений;

·   воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;

·   обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;

·   формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

·   формирование гуманистического мировоззрения, способного к познанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Реализация целей и задач гражданского воспитания возможна в общеобразовательном учреждении лишь при наличии целостной системы  воспитания, которая включает 3 этапа, соответствующих периодам:

·   начальной школы (1-4 класс);

·   основной школы (5-9 классы);

·   полной средней общей школы (10-11 классы).

Целостность системы обеспечивается единством правовых и нравственных идей, преемственностью гражданского воспитания на каждом из этапов.









1.2.2 Содержание гражданского воспитания

Гражданское воспитание – это единый комплекс, стержнем которого является правовое и нравственное воспитание.

Рассмотрим содержание гражданского воспитания с этих точек зрения.

Каждая группа нравственных отношений включает в себя определенные нравственные качества. Моральные качества представляют собой как бы сплав, единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. Таким образом, содержание гражданского воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности.

Среди нравственных качеств, определяющих отношение человека к обществу, ведущее место занимает патриотизм. Патриотизм включает в себя любовь к Родине, заботу об интересах страны, уважение к историческому прошлому Родины и её традициям, долг и ответственность.

Патриотизм определяет гражданственность человека, его поведение в обществе. [14]

 С точки зрения правового воспитания, процесс гражданского воспитания призван формировать у учащихся представления о гражданском обществе, его нормах и ценностях.

Деятельность педагога в этом направлении, заключается:

·   в знакомстве с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащегося к законам и правовым нормам;

·   в сотрудничестве с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

·   в организации и проведении внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

·   в формировании умений руководствоваться мотивами долга, совести.

В конечном итоге учащиеся должны усвоить такие понятия, как: право, закон, права и обязанности, правонарушение, ответственность, достоинство,  личность, правовые нормы, справедливость. Разъясняется сущность и значение государственных символов Российской Федерации (герб, флаг, гимн). [11с. 10]

Таким образом, гражданственность является стержневым качеством любого человека. Она сочетает в себе как патриотизм, так и правовую воспитанность личности, которые влияют, в конечном итоге, на образ жизни человека.






















1.2.3.Методы и формы гражданского воспитания.

Воспитание юного гражданина - целостный и сложный процесс. Его нельзя подменять одним нравственным просветительством. Нельзя воспитать человека, влияя только на его сознание. Полноценное воспитание возможно на основе единства мысли и действия, убеждения и поступка, сознания и поведения.

За годы своего развития школа накопила богатейший арсенал методов, приемов, средств, гражданского воспитания. Знания и творческое использование этого богатства определяют сегодня профессиональное мастерство воспитателя – педагога.

Все эти методы воспитания можно условно сгруппировать следующим образом. [17]

ВОСПИТАНИЕ СЛОВОМ. Во все времена слово было главным оружием и инструментом педагога. Но если в прошлом в работе учителя преобладали слова – назидания, поучения, то сегодня средства убеждения стали гораздо разнообразнее.

Исходя из этого, учитель может использовать следующие формы:

·   тематические классные часы;

·   беседы;

·   создание и проведение спецкурсов;

·   читательские конференции по праву;

·   встречи с представителями правовых культур  и т.п.

ВОСПИТАНИЕ ПРИМЕРОМ. Воспитание – это подражание. Растущий человек сознательно или неосознанно воспринимает окружающее в его реальности (в литературе, кино), образцы характеров, поведения, отношений.

Здесь можно отметить и пример семьи, сверстников, других  школьников. Это можно провести в таких формах:

·   познакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей;

·   посетить воинские части;

·   посещение музеев школьных или городских (краеведческих, исторических);

·   встретится с ветеранами Великой Отечественной войны (если нет такой возможности, то можно рассказать о жизни солдат во время 1 и 2 мировых войн).

·   привести личный пример педагога.

ВОСПИТАНИЕ ДЕЛОМ. Оно неотрывно от воспитания словом. Включение школьников в разнообразную общественную деятельность создает благоприятные условия для процесса социализации личности, приводит к активному опыту гражданского поведения. Важно, чтобы этот опыт не замыкался на школе, чтобы ребята в своих делах выходили на окружающую социальную среду, т.к. может произойти отрыв от реальной действительности.

Оно может принимать такие формы:

1. упражнения детей в нравственном и правовом поведении;

2. общественно- полезный труд;

3. участие в работе детских объединений и организаций и т.д.

ВОСПИТАНИЕ СИТУАЦИЕЙ. Жизнь школьника – это непрерывная цепь ситуаций. Многие возникают стихийно, непредвиденно, многие моделируются педагогом, воспитательным коллективом. Чем больше ситуаций нравственного выбора, требующих гражданского поступка, тем лучше. Работа с ситуацией непроста. Педагог должен быть готов к неожиданностям, мгновенной реакции. В этом случае важна способность ориентироваться в обстановке, «рассчитывать варианты», анализировать состояние и поведение воспитанника.

ВОСПИТАНИЕ ИГРОЙ. Этот путь подсказывается опытом самих детей. Они всегда придумывают игры остросоциального содержания ( «в космонавтов», «в войну»). Главная сила воспитательного воздействия игр состоит в их ролевой природе.

Можно выбрать такие формы воспитания:

·   конкурсы, викторины;

·   создание ситуаций, в которых дети сами должны предугадать дальнейшее свое действие.

Использование эффекта игры дает в руки педагога богатые возможности неформального воздействия на сферу гражданских чувств современного школьника. В этом случае воспитатель становится автором ролевых игр, но от этого дело воспитания выигрывает.

Становление у учащихся гражданских свойств личности происходит под воздействием многочисленных влияний – семьи, микросоциума, городской (сельской) среды, средств массовой информации, школы, учреждений дополнительного образования.

Однако школа обладает реальными возможностями создать целостную систему гражданского воспитания, охватывающую как классно- урочный учебный процесс, так и внеурочные формы воспитания.

Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы естественно – научного цикла. Прежде всего это история, окружающий мир. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Воспитание осуществляется в процессе обучения.

На первый план выходит личная гражданская убежденность учителя, его искренность, учет возраста детей, их  эмоционального состояния, конкретной ситуации. Умение «глаголом жечь сердца людей» - одно из верных средств, обеспечивающих успехи гражданского воспитания.

Таким образом, зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся.



 



Глава 2 Правовое воспитание в начальной школе.

2.1 Цели и задачи правового воспитания в начальной школе

Признавая значимость всех компонентов школьного воспитания, следует отметить, что современный этап развития России и задачи отечественной школы требуют обратить особое внимание на развитие гражданского правового воспитания.

Под гражданским правовым воспитанием мы понимаем воспитание, содержание, методы и формы которого ориентированы на формирование у учащихся нравственной, правовой культуры личности, гражданско – правовой компетентности.

На современном этапе гражданско – правовой компонент  занимает неоправданно малое место в воспитательном пространстве школы.

Как правило, гражданское воспитание дискретно, т.к. представлено отдельными, не связанными между собой курсами, часто факультативного характера. В ряде школ восполняют этот пробел в воспитании школьников за счет внеклассных мероприятий.

Возлагаются также надежды на создание в школе ученических общественных организаций. [11]

Сегодня мы являемся свидетелями возрастающего внимания государственных органов к проблемам гражданско – правового и патриотического воспитания. В современной жизни общества необходимо ориентироваться на моральные ценности и диктатуру закона.

Основная задача гражданско – правового воспитания – ознакомление  учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе в частности. У младших школьников необходимо сформировать представление о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка.

Правовое воспитание осуществляется с момента поступления ребенка в школу. Так, например, уже в 1-2 классах учащиеся знакомятся с государственной символикой РФ (герб, гимн, флаг), знакомят учащихся с понятиями «гражданин», «право», «права и обязанности человека» и т.д.

В 3-4 классах идет идет расширение представлений о родной стране, о государственных символах РФ, Конституции.

Возможно введение на завершающем этапе  начального образования  в учебный план начальный школы предмета гражданско – правового содержания (1час в неделю).[9]

Реализация содержания правового воспитания осуществляется и на уроках истории. Например, в учебниках по истории для 4 класса  есть тема « Граждане, короли, президенты». Урок формирует такие понятия как «государственная власть», «гражданин» и т.д.

Интегрированный курс «Окружающий мир» (в системе Л.В.Занкова – « Мы и окружающий мир») объединяет естествоведческие и обществоведческие знания, содействуя органичному взаимопроникновению знаний по географии, истории, биологии, формируя целостную картину мира.

Н.И.Элиасберг – доктор педагогических наук, профессор разработал систему гражданско – правового воспитания и образования для всех этапов обучения. [30]

Таким образом, осуществление целей гражданского воспитания требует системного подхода в плане интеграции урочной и неурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности.


2.2 Интегрированные курсы правового воспитания
и образования в начальной школе

  Правовое воспитание – одна из многочисленных задач современной школы. Вследствие  невероятной популярности этой профессии правовое образование в школе часто приобретает характер подготовительных курсов для поступающих в вузы. Отсюда низкий коэффициент полезного действия изучения основ права. Правовое знание должно даваться через призму прав человека и при этом на максимально раннем этапе. Самосознание через постижение формулы «право-обязанность-право» должно стать духовной «плотью и кровью» ребенка.

О.В.Москалевой, учителем истории и права, была предложен авторская учебная программа «Начала права» - интегрированный курс для учащихся начальной школы.

Сегодня курсы правоведческого цикла не очень деликатны по отношению к личности, так как  очевидно, что интересы государства в них представлены в несколько привилегированном положении. Ситуация должна меняться в пользу формирования личностно- ориентированного пространства. Начинать надо  с начальной школы. Необходимо научить детей правильно относиться к себе, друг к другу, взрослым людям в повседневной жизни. Взрослые, формируя правовую ауру, обязаны не забывать, что  они являются «правоносителями» и испытывают на себе «величайшее уважение». Элементы знаний о правах человека включены во постоянные требования к обязательному минимуму содержания общего и среднего образования по общественным дисциплинам.

         В ходе изучения обществоведческих курсов, которое традиционно начинается с пятого класса, учитель сталкивается с неподготовленностью к восприятию этих новых для них предметов и практически всегда констатирует запаздывание начала изучения фундаментальных прав и свобод человека, хотя сегодня информационные рамки школьного правового образования в целом определены.

         Не в полной мере способствуют преодолению этих препятствий вводимые на первом году обучения в основной школе пропедевтические курсы, так как их содержание отстает от возросших интеллектуальных возможностей детей; а в начальной школе курсы серии «Окружающий мир» обычно носят расширяющий кругозор характер и в принципе исключают философское, политическое и юридическое «самопостижение» ребенка.

         В результате школьники подходят к изучению систематических курсов, не имея навыков исторического и правового мышления, и «на выходе» из школы крайне редко действительно осознают свое место в истории Отечества и не умеют осуществлять в реальной жизни декларируемое множество прав и свобод. Это объясняется и наметившейся сегодня тенденцией несколько преувеличивать количество прав ребенка по сравнению со взрослыми (диспропорция, несоотнесенность с обязанностями), которая довольно часто возникает в инновационных системах.

         Итак, один из путей достижения эффективности обучения и воспитания видится нам в максимально раннем знакомстве школьников с широким кругом знаний, представлении детям уже в начальных классах общей, целостной картины мира с обязательным присутствием в ней ребенка.[11] Поэтому такие предметы, как история и право, должны иметь место в обучении и им необходимо отводить особую роль. С их преподаванием появляется возможность решать:

·   важнейшую задачу развивающего обучения – всестороннее развитие интеллектуальных способностей современного школьника, ориентированное на его возрастные особенности;

·   в контексте комплексной программы воспитания «Я – человек» активно участвовать «в проектировании единого образовательного пространства, обеспечивающего здоровье, развитие и взросление ребенка» (концепция школы № 47 г. Москвы, авторская идея В.М.Степанова.)

Таким образом, создание курса «Начала права» вызвано необходимостью повышения уровня гражданско-правового образования школьников,  «поскольку тема права человека имеет ярко выраженный граждановедческий образовательно-воспитательный потенциал. Учебно-воспитательная работа с тематикой прав человека способствует формированию активной гражданской позиции учащихся». [11]

В современной российской действительности формирование правового сознания детей приобретает сверхактуальное значение. Важно на начальной стадии ввести учащихся в мир обычного и «собственно» права, что позволит сформировать адекватные социально-правовые представления и выработать правовую рефлексию.

Учебный курс «Начала права» призван  в соответствии с возрастными особенностями информировать ребенка об его основных правах, вызывать понимание ценности своей личности, воспитывать юного гражданина в духе уважения прав и свобод других людей. Следует отметить, что учащиеся ретроспективно и в сжатой форме знакомятся со всей системой прав человека, которая в основной школе уже конкретизируется на более широком информационном поле и переходит в другие отрасли права.

Данный курс с максимальной степенью мобильности реализует концепцию школы по формированию у учащихся целостной картины мира и ее личностного венца – концепцию «Я - личность», которая является магистральным направлением деятельности «школы развития личности» и соответствует общешкольной комплексной научно-практической целевой программе «Разработка и внедрение деятельностных подходов к развитию личности ребенка». А именно: способствует становлению личного правоведческого кредо через развитие таких важнейших личностных качеств, как любовь, импатия, толерантность, эмоциональная устойчивость.

Таким образом, это интегративный процесс и его центром является формирование личностно-деятельностной направленности ученика, развитие новой парадигмы правового мышления, выражающаяся в осознании многогранной сущности своего «Я».

         Концептуальная новизна курса «Начала права» заключается в следующем:

- Вопросы формирования правосознания в детском возрасте в данном случае активно связаны с закономерностями душевно-практической жизни ребенка, предполагают познание и адекватное управление ею: через погружение в правовое пространство и профилактические номинации.

- Запрет на отношение к ребенку как к «недо-взрослому» (Л.С.Выготский), активное вовлечение школьников в правотворческую деятельность, предоставление возможности для скрытой актуализации личностных проблем, которые при «проговаривании» и коллективном осмысливании должны приобретать оптимальные формы в связи с попытками их разрешения.

На раннем этапе формирования и воспитания личности ребенок получает представление о правах и свободах человека и гражданина, возможность осознания собственного «Я» через общечеловеческие ценности и критерии, а также теоретического проживания разнообразных правовых реакций.

Максимальная приближенность к личному опыту детей.[8] Должно создаваться впечатление, что они самостоятельно сформулировали те или иные права, проистекающие из выполнения обязанностей. «Там, где кончается обязанность и право одного, не может начаться право другого» (Планируется создание коллективной книги прав и обязанностей).

Каждая из рассматриваемых тем в целом является импровизацией, хотя и имеет четко обозначенную сквозную идею. После рассмотрения блока тем планируется проведение «аккордных» уроков (итоговых) на уровне проговаривания – воспроизведения пройденного через проигрывание «неких» ситуаций, прогнозирующих нравственно-правовой выбор. Всякий урок должен вызывать активную психологическую реакцию и в связи с этим предполагает использование такой формы урока как беседа и ее вариации.

Освоение учащимися данного курса строится не в заучивании: «Я имею право…», а на осознании, что, выполнив определенные обязанности, я сумел (добился) уважительного отношения к моим правам. «Мое право начинается там, где начинается право другого», «Мое право заканчивается там, где заканчивается право другого». Дети не следуют неким образцам, не воспроизводят модели поведения, а имеют самостоятельный взгляд на ход вещей, умеют воспринимать другое, отличное от собственного, мнение.

Данный курс учитывает теорию и практику правового образования (А.Я.Азаров, В.В.Антонов, А.Ф.Никитин, Я.В.Соколов, А.Усачев (как учебное чтение), Е.Шабельник, Е.Каширцева, З.К.Шнекендорф, Н.И.Элиасберг), является интегрированным по содержанию, мировоззренческим по характеру и делает центром «Вселенной» (урока) личность ребенка, его «Я» и дает возможность осознать себя через других детей, через собственный и чужой опыт. Он должен создавать благоприятный эмоциональный фон обучения, достаточное для данного возраста правовое знание и являться началом первичной профессиональной ориентации.

Формирование личности – правоведчески мыслящей, четко осознающей свое место и роль в детском жизненном пространстве, личные права и обязанности – главная задача данного курса. Все тематические блоки идут на фоне активизации мыслительной деятельности, формирования ассоциативных возможностей («эхо» на поступок), использования художественного творчества школьников, провоцирования нравственной, эмоциональной проявленности личности. Делаются попытки через ее сильные стороны подтянуть «слабые и тем самым добиться» гармонии чувств, мыслей, поступков.  По мере усвоения содержания курса идет усиление сознательного, аналитического уровня восприятия прав человека (уход от эмоционального: «Что такое хорошо и что такое плохо?»). Необходимо повернуть ребенка к осмыслению реализации прав окружающих его людей, вывести личные права и права других в единое правовое пространство.

Создаются предпосылки для внутренней свободы ребенка, так как известно, что истинная свобода в нас самих и она во сто крат ценнее внешней свободы, а также условия для  осознанного восприятия систематических правоведческих курсов в основной школе. В результате изучения курса «Начала права» ученик будет готов в соответствии с возрастными особенностями сделать нравственно-правовой выбор.

Цель курса «Начала права»: сформировать у учащихся на начальном этапе образования и воспитания элементарную систему правовых знаний, научить детей определять свою личностную позицию с точки зрения общечеловеческого правового пространства, потребностей общества и индивидуальных особенностей.

Для реализации курса необходимо:

·   сформировать у детей потребность в получении правовых знаний (познавательный интерес и мотивацию);

·   отработать способность к анализу жизненных ситуаций с правовой точки зрения, а также их соотнесение с выполнением собственных обязанностей;

·   отработать элементарные правовые навыки и умения;

·   начать формирование представлений о правовом межличностном общении;

·   воспитывать у учащихся уважение к правам других людей;

·   ознакомить с документами, информирующими о правах человека.[11]

Курс «Начала права» – дисциплина прикладная; эта направленность данного учебного предмета делает особенно значимыми межпредметные связи права со всем циклом курсов гуманитарно-эстетической направленности и обычным школьным правом.

Овладев базовым содержанием данного курса, школьники должны:

·   уметь выделять социально-правовые ситуации в реальной жизни;

·   приобрести умения их самостоятельного анализа;

·   осознавать необходимость правовых знаний, в отдельных случаях самостоятельно их пополнять;

·   иметь первичные навыки  адекватных правовых реакций, правовой рефлексии (самооценка) и самозащиты (правовая модель поведения);

·   овладеть алгоритмом правовой деятельности

                  (Право           Обязанность              Право);

·   ознакомиться с некоторыми документами из области международного права в контексте персональных вариаций и попыткой анализа некоторых ее положений на элементарном уровне;

·   овладеть понятийным минимумом, иметь первоначальные представления о взаимных правах и обязанностях гражданина и государства (подступ к формированию понятия правового государства);

·   получить первоначальные представления о конкретных правах человека, уметь их формулировать;

·   освоить основные позиции «Азбуки выживания и здоровья» (правовая версия);

·   иметь представление о комплексе социальных ролей: школьник, член семьи, вне школы и вне дома… (взаимодействие, взаимоотталкивание…). [8]

Основными формами и методами изучения данного курса являются:

комментированное чтение книги Д.Усачева  «Декларация прав человека для детей и взрослых», (М., 1992). Работа по содержанию: совместное обсуждение, реферирование и анализ, творческая интерпретация, словарная работа; ролевые игры (моделирование социально-правовых ситуаций, их анализ, проблемная интерпретация); практикум; самостоятельная работа по отдельным правоведческим позициям и усвоению понятийного аппарата; строго дозированные домашние задания творческого и контрольного порядка; тестирование; анкетирование; блиц-опрос; турнир; беседа и ее вариации; взаимоконтроль; работа малыми группами; система внеклассной работы: консультации для учащихся и родителей; встречи по интересам, проблемные группы; урок-опыт; дискуссионные паузы; тренинги самопознания на правоведческой основе; творческие импровизации.Т.И. Коровина, учитель начальных классов школы №33 г. Санкт-Петербурга, разработала программу правового воспитания.

Уроки предлагаемого курса могут проводиться в третьем классе из расчета один час в неделю либо за счет специально вводимого в расписание часа, либо за счет часов, выделенных на развитие речи, «Окружающий мир». Не исключаются специальные беседы во внеурочное время. Не желательно уплотнение содержания или сужение предложенных целей, так как это может привести к одностороннему толкованию прав ребенка или ущербному варианту правового воспитания.

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по четырехбалльной системе. Т.И. Коровина предлагает  разработку уроков по правам человека  во II классе. [11]

Происходящие коренные социальные преобразования, сопровождающие переходный период, кризисные явления и  позитивные движения к гражданскому обществу и правовому  государству определяют особую актуальность развития  системы правового образования в школе.

Цель правового образования: заложить основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите, как применительно к себе, так и к другим людям, наделенной гражданским самосознанием и общественно активной позицией.

Средством реализации этой цели служит программа Л.Семиной, В.Максаковой  "Я, ты, мы. Учимся договариваться" (М., 1994), направленная на познание ребенком самого себя (своего внешнего облика, чувств, эмоций, характера, социальных ролей), на осознание внутреннего мира другого человека и его принятие, на изучение социальных групп, в которые он  включен. В ходе занятий развивается личность ребенка, его способности, интеллект, умение сопереживать. В центре внимания - не просто ребенок как индивид, а его эмоционально-личностное отношение к окружающему миру.

  В ходе реализации данной программы учителю необходимо творчески подходить к отбору содержания и методике  организации занятий, исходя из личного понимания содержания изучаемого материала и ориентируясь на конкретный состав учащихся своего класса.

Свои подходы к моделированию уроков Т.И. Коровина на основе данной программы проиллюстрировала на примере одного из них. (Приложение 4)

Конечно, одного урока недостаточно для того, чтобы ребенок научился управлять своими чувствами и эмоциями, но такой урок осмысления необходим. Возникает понимание того, что есть эмоция, как она может влиять на поступки человека. Дети начинают глубже осознавать социальную среду, в рамках которой они рассматривают свои действия.

Сначала младшие школьники почти не понимают, как их  поступки затрагивают другого человека. Со временем они начинают учитывать мнения наиболее значимых для них людей и только после этого приходят к осознанию связи своего поведения с окружающими, с которыми они общаются.

Из этого следует, что ребенок, который оказывается в состоянии понять скрытый смысл своих поступков ("Я не только причиняю вред своим друзьям, я мешаю работать целой группе"), может высказать более адекватное или зрелое суждение, чем тот, кто обладает узким мышлением.

 В итоге изучения курса учащимися создаются правила жизни  в классе. Это определяет для учителя задачу - создать условия, чтобы правила, которые дети самостоятельно вырабатывают на уроках права, работали на всех других уроках и действовали во время перемен. В начале ведения данного курса суждения на занятиях трудно наполняются желаемым смыслом, но уже к концу первого года обучения можно увидеть результат: дети могут прийти к единым выводам, могут работать в общем понятийном поле.

Методические приемы, которые могут быть использованы на занятиях:

·   постановка вопроса, допускающего разные мнения и суждения; ненавязывание своего мнения;

·   самостоятельный поиск детьми возможного решения;

·   побуждение детей к доказательству своих ответов, суждений;

·   обсуждение реальных конфликтных ситуаций, которые случаются в школьной жизни, определение возможных способов их разрешения.

  Уроки, построенные с учетом возрастных особенностей младшего школьника, способствуют развитию у них способности уважать мнение другого, отличное от своего, принимать его, осознавать свою социальную роль, взаимосвязь с другими людьми. Дети учатся разрешать возникающие конфликты и позитивно выходить из них.

Таким образом, преподавание курса "Права человека" является инструментом формирования основ правовой культуры у учащихся первой ступени  общеобразовательной школы. Освоение курса обеспечивает открытие учащимися знаний по правам человека и основных способов их использования и сохранения.

И.Дружинина, учитель школы № 8, г.Тамбова описывает свой опыт преподавания граждановедения в начальной школе. [13]

Формирование человека начинается  с раннего детства. Именно в этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть гражданское образование, ставшее для школы – экспериментальной площадки Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования (ректор Г.М.Стрижкова) – основой правового обучения и воспитания учащихся 1-11-х классов. Для 1-3-х классов была разработана оригинальная программа по граждановедению, которая учитывает специфику возраста учащихся. Таким образом, возник замысел ранней пропедевтики граждановедения по авторским учебным программам:
1-й класс – “Азбука вежливости”;
2-й класс – “Я, Ты, Мы”;
3-й класс – “Ваши права”.
      Общая цель этого курса – формирование основ гражданского мировоззрения. Для реализации этих программ из школьного компонента был выделен 1 час, на котором проводится занятие кружка “Граждановедение”.
       Гражданская правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, т.к. включает в себя непосредственные действия человека и его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях: она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права, не выходя за рамки закона.

 Поэтому правовое обучение на 1-й ступени носит ярко выраженный прикладной характер, решая такие воспитательные задачи, как становление личности, гуманистически ориентированной, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами, чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.

 Регулирующие правовые нормы предназначены для того, чтобы определенным образом упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они в основном определяют, что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации. Поэтому изучение регулятивных правовых норм имеет важное значение для интеграции личности в современное ей общество.

 С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должны оказывать ему помощь. Так, программа первого класса “Азбука вежливости” способствует адаптации учащихся, в том числе и социальной, в условиях жизни в школьном коллективе. Очень важно привить детям с первых шагов культуру поведения и обучения. Самое главное для педагога на этом этапе – сформировать такие умения, навыки и привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.

 Во втором классе продолжается становление личности школьника, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими качествами, адаптированной к условиям окружающей жизни. Основу программы “Я, Ты, Мы” составили требования, характеризующие отношения ученика к обществу, к коллективу, к другим людям и самому себе. Они непосредственно вытекают из норм морали. Цель занятий со второклассниками – воспитать человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, с готовностью помогает им и словом, и делом.

 В третьем классе реализуется основная задача правовой пропедевтики на начальном этапе обучения граждановедению через программу “Ваши права”. Необходимость сообщения младшим школьникам определенного минимума правовых знаний диктуется и задачей, решаемой на начальной ступени обучения – сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут.

 Рассмотрим в связи с этим особенности положения младшего школьника в обществе. Приобретение новой социальной роли “ученик школы” приводит к расширению круга людей, с которыми ребенок общается. Данная социальная роль предполагает владение рядом конкретных правил для ее выполнения. Изменение социальной роли ребенка как жителя города приводит к возрастанию значения знаний о правилах поведения в доме, на улице, в транспорте и т.д. Расширяющийся круг общения требует знания правил, связанных с личной безопасностью.

 Гражданское правовое образование в 1-3-х классах является органическим продолжением нравственного воспитания и всеобщего развития личности. В процессе нравственного воспитания младшего школьника на уроках граждановедения должны создаваться условия для формирования следующих свойств личности:

1. Чувство собственного достоинства: уважение и требовательность к себе; отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению; протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь.

2. Человечность: способность к сопереживанию, сочувствию; доброжелательность, уважение к людям; отзывчивость – готовность прийти на помощь; стремление заботиться о других людях; миролюбие, неприятие агрессивности; неприятие жестокости; незлобливость, умение прощать обиду; способность к благодарности за доброе отношение к себе.

     3.Коммуникативность: умение вступить в контакт с другими людьми; стремление и готовность к взаимопониманию, миролюбию; умение работать сообща по единой заданной цели; мобильность, общительность, дружелюбие.

4.Честность: правдивость; искренность; совестливость, способность к самоуважению; чувство справедливости, добросовестность; готовность к сопротивлению обману, лжи.

5.Целеустремленность: умение ставить достижимые цели; планировать действия; различать в задачах главное и второстепенное; проявлять устойчивость в намерениях; критически воспринимать «пустые» замечания, «пустые» задания.

6.Трудолюбие: работоспособность; умение обслуживать себя; уважение к людям труда, к результатам труда; исполнительность.

7.Самодеятельность и самостоятельность: склонность к поиску решения задач; осмысленный выбор примера для подражания; сопротивление ненужной опеке, подавлению инициативы.

8.Жизнестойкость: уверенность в себе; самообладание при промахе, ошибке; умение “не падать духом” при неудачах; умение радоваться жизни; вера в добро, в справедливость.

Именно воспитание человечности, миролюбия, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных и вредных действий, от вступления человека в конфликт с законом. Усвоивший социальные нормы действует более четко, уверенно и результативно.

Обеспечивая единство этических и правовых знаний, получаемых младшими школьниками, следует особое внимание обратить на обучение правилам вежливости, определяющим манеру поведения. При систематическом и непрерывном проведении занятий с 1 по 3 класс формируется новая модель поведения через освоение нравственных норм, общественных требований, у младших школьников создаются основы личностного идеала. Правовое воспитание в начальной школе может быть результативным при соблюдении целого ряда педагогических условий. И многое зависит от учителя – от его жизненной позиции, отношениям к учащимся, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях, знания предмета, ориентировки в правовых вопросах.

Решая задачи правового обучения и воспитания, педагог в первую очередь должен учитывать психологические особенности младших школьников. Он должен помнить, что в этом  возрасте рациональные компоненты сознания не играют еще ведущей роли, в значительной степени ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. При этом яркость эмоциональной реакции обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых младшим школьником. В сообщении правовой информации, разъяснении этических и правовых норм учителю не следует обращаться только к сознанию ребенка, а искать способы воздействия на его чувства. Надо помнить, что даже самые правильные слова останутся лишь словами, если педагогу не удастся вызвать у учащихся интерес и сопереживание. В нравственном и правовом воспитании учитель может опереться на характерное для младшего школьника стремление быть хорошим, получить одобрение учителя, добиться успеха, отзывчивость на доброту, стремление к справедливости, действию, желанию найти образец для подражания. Нельзя не учитывать отсутствие у младших школьников жизненного опыта и связанного с ним чувства опасности, что легко превращает ребенка этого возраста в жертву обмана и преступления, а в сочетании с отсутствием четких представлений о добре и зле делает его добычей криминальных элементов, все чаще вовлекающих детей в деятельность преступных групп. Поэтому важно, чтобы любое сообщение правовой информации основывалось на разнообразном материале из окружающей жизни, жизненных примерах. Важным условием результативности правового образования является его конкретность. Только хорошо зная класс (в каких семейных условиях живет каждый ребенок, каковы позиции его родителей, и как они влияют на ребенка, законы отношения между учащимися класса, уровень их воспитанности), можно правильно отобрать правовую информацию, расставить нужные акценты, наметить приоритеты в решении задач правового образования, определить направления и объекты индивидуальной работы. Необходимо, чтобы и родители школьников знали, с какими этическими и правовыми нормами знакомятся их дети, чтобы поддержать своим авторитетом, примером и требовательностью усилия учителя в области нравственного и правового воспитания. Опыт показывает, что требуется систематическая индивидуальная работа с родителями по убеждению их в необходимости относиться к детям уважительно, не унижать их, выражать веру в их силы и возможности и в то же время проявлять твердость и последовательность в требованиях к их поведению дома, на улице, в общественных местах, ориентируясь при этом на существующие правила. Необходимо постоянно напоминать родителям о важности для детей личного примера взрослых.

В качестве организационно-методических условий осуществления правового образования И.Дружинина выделяет:

·   системность и преемственность по годам обучения;

·   единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;

·   единство урочной и внеурочной работы по правовому обучению и воспитанию;

·   стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;

·   постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

На достижение каких результатов следует ориентироваться учителю начальной школы при осуществлении правового образования?

Ко времени перехода из начальной школы в среднюю ступень учащиеся должны:

 I.Знать конкретные правила поведения и понимать необходимость их выполнения;

- уметь разъяснить эти правила другим детям, оценивать свои действия, действия и поступки других людей с точки зрения выполнения правил поведения,

- уметь выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране, стремиться быть организованным и дисциплинированным.

II. Иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом (Всемирная декларация прав человека);

- понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права;

- негативно относиться к жестокости, насилию, национализму, нарушению прав личности;

- стремиться знать свои права и обязанности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим;

- знать способы защиты своих прав, предусмотренных законом, иметь представление о государственных органах, призванных защищать права ребенка.

III. Знать о том, какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснить, почему не следует так действовать;

 IV. Иметь представление о Конституции Российской Федерации как Основном Законе России, знать государственные символы РФ, понимать термины: закон, Конституция, гражданин, государство.

V. Иметь опыт правового дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и старшими, добросовестного выполнения своих обязанностей.[13]

Правовое образование дает и новый спектр дидактических возможностей. И в этом плане оно уникально, т.к. формирует учебные умения и  навыки, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета, и в нем должен быть заинтересован любой учитель. Среди них навык устного выступления, для которого требуются умения: аргументировать свою точку зрения; слышать собеседника, уважать его мнение, высказывая свое отношение; вести дискуссию и способность отказываться от своей точки зрения ради истины; самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы, поставить их на обсуждение; оценивать свой вклад и вклад товарищей в общую работу в классе, исходя из участия каждого, а также оценить личные качества и поступки свои и других; работать с книгой; систематизировать знания.

Еще одна немаловажная дидактическая возможность интеграции различных областей знаний. Ребенок старается использовать на уроке все знания, которые он приобрел, изучая учебные дисциплины, почерпнул из художественной литературы, фильмов и собственного опыта.

Исходя из задач правового обучения и воспитания были определены основные компоненты нравственно-правовой информации, которую необходимо получить младшим школьникам.[13]

Рекомендуемая структура уроков граждановедения:

I. Повторение (целевая направленность).

Учащиеся вспоминают пройденный материал, выдвинутые идеи, концепции и принципы, с которыми они ознакомились на предыдущих занятиях. Этот вид учебной деятельности способствует запоминанию, пониманию логической связи между идеями, подготавливает основу для тематического построения следующего материала с тем, чтобы учащиеся понимали логическую последовательность преподаваемого материала.
II. Рассказ учителя.
III. Обсуждение (закрепление материала).
На каждом уроке проводится этот вид дискуссионной работы, которая строится на основе вопросов. Это способствует запоминанию материала и усвоению тематики рассказа.
IV. Игровые формы.
Этот вид деятельности рассчитан на активное вовлечение учащихся в учебный процесс.

Формы деятельности:

·   рисование и т.п.,

·   театральное представление,

·   обсуждение,

·   творческое письмо,

·   игры.

V. Подведение итогов.

      С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Особенность положения в обществе младшего школьника в том, что приобретение новой социальной роли «ученик школы» расширяет круг людей, с которыми ребенок общается. Для выполнения этой роли необходимо овладеть рядом правил. Человек, усвоивший правовые нормы, действует четко, уверенно и результативно.

Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно  решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. В начальной школе гражданское и правовое образование органически связано с нравственным воспитанием, опирается на него и делает его результаты более эффективными.    

Необходимость сообщения младшим школьникам определенного круга правовых знаний диктуется и задачей, решаемой на начальной ступени обучения, - задачей формирования у учащихся первичных знаний об окружающем мире, о стране и городе, в котором они живут. Решая эту проблему, на уроках истории надо говорить о прошлом нашей страны, ее настоящем и будущем. На уроках русского языка учащиеся пишут сочинения о своем отношении к Родине. Во внеклассной работе большое место занимают экскурсии, помогающие лучше узнать родные места.

    Таким образом, интегрированные курсы гражданского и правового образования и воспитания уже в начальной школе позволяют воспитывать человека, знающего свои гражданские права и обязанности, любящего Родину.
















Глава 3. Изучение и повышение уровня правовой грамотности учащихся 4 класса МОУ № 31


Я проходила практику с 26.01.2004 по  28.02.2004 году в МОУ № 31 в 4в классе.

С целью изучения уровня правовых представлений и взглядов учащихся, в начале практики был   проведен  констатирующий эксперимент (анкетирование, вопросы которого были составлены мной). (Приложение 1)

После обработки результатов анкеты были получены такие данные:

1. Учащиеся имеют такое представление о гражданине РФ, что «это человек, имеющий паспорт». Таким образом, правильно ответили на этот вопрос из 23 человек – 3. Это составляет 8% .

2. Отвечая на второй вопрос, учащиеся обратили внимание на нравственную сторону качеств гражданина, но не учитывали правовую сторону.

3. Отвечая на вопрос «Как эти  качества гражданина будут проявляться в делах?», учащиеся описали множество дел опять - таки с нравственной стороны.

4. Учащиеся не знают документа, где изложены основные права человека – Конституции.

5. Учащиеся при ответе на этот вопрос перечисляли права человека, лишь 2 ученика ответили правильно.

6. В основном, учащиеся написали свои права в примитивном варианте («право на жизнь», «право на любовь», «право на свободу», «гулять, есть и спать», «право хранить молчание на уроке»).

Вывод: учащихся имеют в области права достаточно низкие представления.

Были использованы следующие методы и формы работы с целью повышения правовой воспитанности учащихся:

- внеклассная работа (классный час «Знай свои права» (Приложение 2));

- урок истории «Граждане, короли, президенты» (Приложение 3).

Цель внеклассного занятия – на основе создания интеллектуальных и эмоциональных коллизий подвести ребят к формированию и познанию ведущих идей статьи  (Никто не имеет право обижать, унижать и жестоко наказывать человека); рассмотреть ведущие понятия из Всеобщей декларации прав человека в контексте данного тематического блока.

Цели реализованы с помощью следующих форм деятельности:

- частично -  поискового метода – эвристической беседы.

Цель урока истории – знакомство с государственным устройством стран прошлого и настоящего времени, с правами гражданина государства; введениие понятия «гражданин».

Это реализуется через такие формы работы:

- беседа, в которой рассматривается роль Президентов, королей и граждан государства;

- проблемно -  поисковый метод, что ведет к лучшему осознанию учеником своей позиции гражданина общества;

- чтение текста учебника и формулировка выводов учащимися.

В заключении практики был проведен повторный констатирующий эксперимент по вопросам анкеты(Приложение 1). Результаты таковы:

1. Правильно ответили 2/3 класса (60%);

2. Большинство обратило внимание на нравственную сторону гражданина (80%), а остальные - только на правовую (20%);

3. Около 10% учащихся ответили, что « в преданности государству», «участии в выборах» и т.д., остальные раскрыли деятельность гражданина только с одной стороны гражданского воспитания.

4. Почти весь класс ответил правильно (90%).

5. Чуть больше 2/3 класса усвоили понятие «право» (64%).

6. Перечислили узкий круг прав человека, но основные.

Таким образом, мы видим, что уровень правовых представлений учащихся повысился. Следовательно, преддипломная практика показала, что систематическая работа по правовому воспитанию учащихся начальных классов приведет к формированию гражданской позиции учащихся, к повышению правовой культуры.

Заключение

Гражданское воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Воспитание гражданина уходит своими корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе личную свободу и уважение государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство патриотических чувств

Из целей гражданского воспитания следуют его задачи:

·   воспитание нравственного сознания, прочных  нравственных убеждений;

·   воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;

·   обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;

·   формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

·   формирование гуманистического мировоззрения, способного к познанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Реализация целей и задач гражданского воспитания возможна в общеобразовательном учреждении лишь при наличии целостной системы  воспитания, которая включает 3 этапа, соответствующих периодам:

·   начальной школы (1-4 класс);

·   основной школы (5-9 классы);

·   полной средней общей школы (10-11 классы).

Целостность системы обеспечивается единством правовых и нравственных идей, преемственностью гражданского воспитания на каждом из этапов.

Гражданственность является стержневым качеством любого человека. Она сочетает в себе как патриотизм, так и правовую воспитанность личности.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы гражданского воспитания.

Зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся.

Осуществление целей гражданского воспитания требует системного подхода в плане интеграции урочной и неурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности.

Проблема повышения гражданской воспитанности школьников сложна и многообразна. Лишь систематическое воспитание с начала поступления ребенка в школу позволит вырастить истинного гражданина страны.

Воспитание гражданина актуально в наше время. Реализация системы гражданского воспитания в школе влияет  на формирование личности, у которой формируется своя позиция гражданина РФ. Интегрированные курсы гражданского и правового образованию и воспитания уже в начальной школе позволяют воспитывать человека, знающего свои гражданские права и обязанности, любящего Родину.





Библиография.

1. Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И.А.Каирова.- М.; Просвещение, 1975.

2. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека: - М.; Вита-Пресс, 1995.

3. Аронов А.А. Военно-патриотическое воспитание.- М., Просвещение, 1989.

4. Баранов С.П. и др. Педагогика. - М.; Просвещение, 1987.

5. Всемирная история: эллинистический период. том 4. – М.: Литература, 1997.

6. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика.-М.: Педагогика, 1980.

7. Гаврилов Э.П., Гуреев В.И. Основы правовых знаний: Учебное пособие для вузов: Под общ. ред. З.Г.Крыловой – М.: Экономика, 1996.

8. Голикова Н.И. Из опыта правового обучения и воспитания учащихся // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.14-19

9. Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.3-8

10. Горбунов Л.М. Ответы на незаданные вопросы, или Давайте жить дружно. – Иркутск: Вост.-Сиб. книжн. изд-во, 1991.

11. Гражданское образование в Российской школе / Сост: Т.И. Тюляева. -  М.; ООО «Издательство АСТрель», 2003.

12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Нач.школа. 1-4 кл.- М.: «Вако», 2003.

13. Дружинина И. Правовое образование в начальных классах // Учитель. – 2001.- №5, с 5-8.

14. Изменения в исследовании проблемного воспитания.- Тарту, 1993.

15. История Древней Греции: Учебн. для вузов/ Под ред. В. И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1994.

16. Данилов О.Д. Именем Закона! Научно-худ. книга. – Л.: Дет. лит., 1990.

17. Заулошнов А.А. Методическое пособие по основам государства и права. М.: Учитель, 1996.

18. Караковский В.А. Воспитай гражданина.-  М.: Моск.рабочий, 1987.

19. Караковский В.А. Стать человеком. - М.: Моск.рабочий, 1993.

20. Коменский Я.А. Великая дидактика.- Избр.пед.соч.-  М.; Учпедгиз, 1955.

21. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед.ин-тов М., Просвещение, 1982.

22. Никитин А.Ф. Словарь-справочник по праву.- М.: Акалис, 1995.

23. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. - М., 1993.

24. Никитин А.Ф. Хрестоматия по курсу «Права человека».-  М., 1993.

25. Нойер Г. Второе рождение: О воспитании в повседневной жизни. Пер.с нем. – М.: Педагогика, 1981.

26. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.

27. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. -  М.: Просвещение, 1983.

28.  Пидкасистый  П.И. . Педагогика.- М.: Владос,

29. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.: Учеб.пособие для студ. пед.колледжей.- М.: Владос, 2000.

30.  Система правового образования в школе и воспитания гражданина России. 1 этап. – нач.школа./ Сост.Н.И. Элиасберг.- СПБ: Спецлит-ра, 1999.

31.  Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина.- М., 1983.

32. Сухомлинский В.А. О воспитании.-  М.: Просвещение, 1985.

33. Толок Л.А. На уроках чувствую себя свободно, уверенно... // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.54-55

34. Усачев А. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. -  М.: МНПП Ангстрем, 1993.

35.  Ушинский К.Д. О народности в общественном образовании. – Собр. соч.: М.- Л.: изд-во АПН РСФСР, 1948, т.2.

36. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985.

37. Флегентова Л.А. Природа и мы // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.60-     

38. Чипенюк А.В. Урок истории на тему "Древние славяне" // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.9-11

39. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Вита-Пресс, 1995.

40. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995.

41. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.



Приложение 1

Анкета.

1. Кто является гражданином РФ?

2. Какими качествами он должен обладать?

3. Как эти качества будут проявляться в его делах?

4. Как называется документ, в котором изложены основные права гражданина РФ?

5. Что такое право?

6. Какими правами вы обладаете?

Приложение 2

Внеклассное занятие «Знай свои права»

Цель:

- на основе создания интеллектуальных и эмоциональных коллизий подвести ребят к формулированию и познанию ведущих идей  декларации прав человека. (Никто не имеет права обижать, унижать и жестоко наказывать человека);

- на основе понятийной разминки и анализа бытовых ситуаций рассмотреть ведущие понятия из Всеобщей декларации прав человека в контексте данного тематического блока.

Опорные понятия:  право, обижать, унижать, наказывать, добро, всеобщий.

Основной методический прием:  дети активно анализируют  свой и чужой   практический опыт.

Оборудование:  мини-планшеты, рисунки детей, видеосюжет (фрагмент мультфильма о коте Леопольде).

Предполагаемый результат:  дети должны уяснить на интеллектуальном и эмоциональном уровне значимость соблюдения данного права человека с точки зрения морального и физического здоровья (комфорта) для себя лично и окружающих; четко осознавать сущность таких понятий, как добро и справедливость.

 

Ход урока.

I. «Правовой фейерверк» (понятийная разминка): 

Мы с вами уже не раз рассуждали о том, что права человека важны, что человеческое достоинство свойственно всем людям, что права человека надо уважать и соблюдать.

Продолжим нашу работу.

1. Дети называют  «в темпе» те или иные уже известные  права человека - по цепочке.

2. Класс реагирует  сигнальными карточками (красный, желтый, зеленый, синий), в процессе выявляется значимость предъявленных на обсуждение правоведческих позиций.

3. Наблюдатели выделяют  «права-победители» (не более  3х).

4. Обсуждение с точки зрения бытового права и ранее  полученных правовых  знаний.

Акцент на том, что открытость во взаимоотношениях с людьми является гарантом благополучия.

II. Игра «Продолжи мысль..» Все люди рождаются (свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права, все должны относиться  друг к другу как братья и сестры).

Как братья и сестры …А почему?

(пересказ ранее рассмотренного сюжета из книги А. Усачева)

Ученики делают выводы.

III. Сегодня  мы будем  работать над документом, где изложены основные права людей.

Как он называется?

(Всеобщая декларация прав человека).

Как вы понимаете слово «всеобщая» («декларация», «право»)?

Рисунок на тему «Что есть такое право?»

(мнение, чувство, мысль).

Дети обозначают содержание статьи, которую предстоит сегодня разобрать.

Обида                             1. Суть.

Унижение                      2. Различия.

Жестокое наказание     3. Общее.

                                       4. Примеры из собственного житейского опыта.


Работа над понятиями

1. Подбери соответствующее определение, соединив их стрелками


     Обижать                 Возможность что-то

                                      делать, иметь до тех

                                      пор, пока это не ме

                                      шает другим.


 Унижать                   Несправедливо при-

                                         чинить огорчение.



    Право                           Оскорбить досто-

                                          инство, самолюбие.


Наказывать   ÞЖестокоÞ  Мера воздействия на человека,

                                                совершившего проступок.

2. А Вас когда-нибудь обижали (унижали, наказывали, жестоко наказывали)?

(Отслеживается сущность понятий через интеллектуальную и эмоциональную импровизацию).

3. Формулирование вывода.

Как же нужно относится к людям?

Если человек не откликается на ваше уважение, доверие к нему, будете ли вы относиться к нему так же, как и раньше?

4. Игра «Угадай настроение»

Ученик выходит из класса.

Оставшиеся договариваются, какое чувство они будут изображать (обида, радость, боль, одиночество и т. д.).

Выходивший возвращается и пытается назвать разыгранное классом чувство.

Упражнение повторяется с разными учащимися.

После игры учитель может задать такие вопросы:

Легко ли разыгрывать те или иные чувства?

Что помогло вам это сделать?

Легко ли догадаться, какие это были чувства?

Что помогло вам это сделать?

Надо ли знать и понимать чувства окружающих людей? Почему?

5. Итог.

Какой вывод мы можем сделать  из нашего занятия?

Все люди, маленькие и большие, должны быть защищены от взаимных обид, унижений и жестоких наказаний. Миром должно править Добро.[8]




                                                   














Приложение 3

Фрагмент урока истории, проведенного в 4в классе.

 

Тема: Граждане, короли и президенты.

Цели: познакомить с устройством государства; ввести понятия «гражданин и его права»; раскрыть роль президента (короля) в государстве.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

- В каких странах  правили короли? Назовите их?

- Как вы думаете, для чего нужны государству короли? Может ли оно существовать без них? Почему?

- А кто сейчас руководит, управляет нашей страной?

- Как вы думаете, чем занимается Президент?

- Как вы думаете, выполняет ли Президент такие же функции, что и царь?

- Может ли сейчас Президент посадить человека на кол за провинность? Почему?

- Сейчас все люди знают свои права, а что вы понимаете под словом «право»?

- Из какого документа человек может узнать о своих правах?

- Вы назвали очень много прав, но некоторые из них на самом деле не существуют. А знаете ли вы свои права? Кем будут выполняться эти права? Т.е. их выполняют не только дети, но и взрослые. Давайте прочитаем о правах ребенка в учебнике. Как вы думаете, кто является гражданином РФ?

- Будет ли украинец, узбек гражданином нашей страны? Объясни, почему?

- Прочитайте в учебнике диалог Оли и Миши. Так кто же такой гражданин страны?

- Зависит ли это от национальности человека?

IV. Ответы на вопросы в учебнике стр. 79.

V. Подведение итогов урока.

Приложение 4

Тема урока: "Мое настроение". ( Подход к моделированию урока)

Цель урока: помочь детям научиться с пониманием относиться к эмоциональному миру человека и окружающих людей. Проектируемый учителем результат урока: осознание учащимися того, что чувства человека возникают под влиянием различных внешних факторов; развитие умения

различать чувства и поступок; дифференциация этих чувств; развитие умения уважительно относиться к чувствам других людей.

Этапы урока направлены на достижение поставленной цели. Во время разминки дети вспоминают основные события дня и чувства, которые при этом испытывали. Делятся впечатлениями и приходят к решению, что если совершишь плохой поступок, то и настроение при этом плохое. Дети приводят некоторые примеры из собственной жизни и приходят к выводу, что если не сдерживать свои негативные чувства, можно нарушить права другого человека. Например, вспоминают случай, который произошел в первом классе. Мальчика оскорбили во время перемены, он зашел в кабинет и у соседки по парте начал разбрасывать вещи. Пенал попал в ученика, завязалась драка. При обсуждении ситуации приходят к выводу, что если бы мальчик знал, как поступить в этом случае, конфликта бы не произошло.

Далее выясняется, что такое эмоция и настроение. Как человек может выражать свое настроение? Данные понятия (настроение, эмоция) заносят в словарик, который ведет каждый ученик. После игры "Изобрази и угадай чувство, эмоцию" дети приходят к выводу, что очень важно разобраться в своих чувствах и чувствах окружающих людей, чтобы научиться управлять своими эмоциями и не нарушать права других людей. В конце урока обсуждается, какие могут возникнуть ситуации, если человек не может контролировать свои чувства: оскорбление чувств другого; нанесение вреда здоровью; причинение материального ущерба (порвал книгу, сломал   пенал).[11]

Методы оплаты